Готическое кино - аналитический обзор

   Далеко не последним элементом готического искусства является кино. Киноискусство, благодаря той совокупности доступных художественно-выразительных приёмов, действительно является мощным источником выражения для творческих людей и поклонников их таланта. Равно как музыка доносит определенную чувственную информацию до слушателя, живопись до смотрящего, так кино воздействует на оба эти органа чувств и позволяет многократно расширить гамму ощущений зрителя.
   Что такое "Готическое кино"? Каковы его характерные черты? Что должен нести готический фильм зрителю? На каком основании мы отличаем готический фильм от другого? Эти и многие другие сложные вопросы, которые необходимо разрешить, чтобы описать ту совокупность качеств, которыми обладает готический кинематограф, мы и рассмотрим в данной статье. Однако надо признать сразу, что до конца единого мнения не может быть в этом вопросе, ибо каждый человек пропускает всё увиденное сквозь призму своего внутреннего восприятия, но описать некоторый общий подход в характеристике фильма в наших силах.
   Любое произведение искусства, и кинофильм в том числе, обладает определенным набором объективных и субъективных качеств. К объективным характеристикам мы можем отнести общее качество экранизации сюжета. Это качество является показателем для любого кинофильма и характеризует способность режиссера и всей съёмочной группы выделить и прочувствовать основную идею сюжета, воплотить её в соответствующей постановке, подборе актеров, создании декораций и звукового сопровождения, реализации спецэффектов, умении сосредоточить внимание зрителя на определенных тонких моментах и т. д. Словом, объективный показатель характеризует кинофильм по силе воздействия на зрителя, которая позволяет создать соответствующее ощущение при просмотре и донести нужную информацию. А вот те ощущения и информация, которые получает зритель, характеризуют фильм с другой стороны – с субъективной. Совокупность ощущений и информации можно обозначить одним термином – смысловое содержание, продиктованное основной линией сюжета. Трудно судить, что в конечном итоге первично, что вторично. Как и основной философский вопрос, вопрос о первоначале в готическом фильме обречен быть неразрешенным. Не вдаваясь в подробности, сравним фильмы жанра боевика, в котором на субъективную сторону мало кто обращает внимание, и готический фильм, пропитанный той или иной обыденной или оторванной от реальности атмосферой, способный заставить зрителя долго после своего окончания находиться под впечатлением. Не оспаривая важность как чувственных, метафизических, так и реальных, технических особенностей построения картины, разделим её на равные по значимости элементы и продолжим анализ готического кинематографа. Прежде чем донести до зрителя что-либо, режиссер сначала должен глубоко прочувствовать и представить себе то, что он хочет вложить в своё произведение. Проникновение в суть сюжета и способность подать его зрителю нужной стороной является залогом успеха готического фильма. Именно в этом контексте, на мой взгляд, и следует оценивать любые фильмы, в том числе и готические. Невозможно себе представить, что созданием готического кино занимаются далекие от кинематографа люди, строящие свои картины исключительно на популизме и ширпотребе, в погоне за кассовыми сборами и мгновенной выручкой. Налицо сложный творческий процесс, 
предшествующий появлению нового фильма.
   Как правило, готическое кино обладает глубоким смысловым содержанием, на фоне которого и развертываются события. Готический фильм – это трагедия, воплощенная на экране. Трагедия, как жанр театральной постановки, уходит своими корнями в античные времена. В основе трагедии лежит глубокий конфликт, часто заканчивающийся гибелью героя. Зритель наблюдает за страданиями главного персонажа, противостоящего жестоким, многократно превосходящим по силам обстоятельствам. Античные драматурги видели в трагедии прообраз мира с его нескончаемой борьбой страстей и идей, борьбой противоположностей. Из этого проистекала космологическая трактовка трагической судьбы, рока, как безличной силы, господствующей в природе и обществе, над людьми и богами. Однако трагедия представляет собой не простое описание людской печали, жутких убийств и страшных помыслов. Весь жанр трагедии порожден отнюдь не количеством кровавых сцен и насилия. Трагические герои ищут оправдания своим поступкам. Их мечущийся разум и буря переживаний эхом отражаются в противоречивости их суждений и деяний. Они находятся в ситуации, которая обрекает их бытие, в ситуации, которая требует от них однозначного разрешения вопроса: "...Быть или не быть?.." Они должны осмыслить своё предназначение, принять решение, в то время как любой из возможных вариантов заведомо губителен для них. Герой побеждает ситуацию ценой собственной жизни. Вот величие трагедии!!! Вот что заставляет всхлипывать зал, утирать проступившие слезы и чувствовать эмоциональное облегчение и просветление души. Трагедия как жанр богата смысловыми вариациями. Смысловое содержание готического фильма может заключаться в постановке и решении сложных вопросов, ответы на которые человечество ищет на протяжении всей своей истории. Неразрешимость этих вопросов обуславливает "вечность фильма". Вечные темы добра и зла, любви и ненависти, противоборство Дьявола и Бога, осознание человеком своего места в окружающем пространстве, обреченность людского существования на Земле, в той или иной степени прослеживаются в каждом готическом фильме. И каждый готический фильм ориентирован на раскрытие соответствующей тематики. В связи с этим, по смысловому содержанию можно выделить следующие категории фильмов:
- 1) Фильмы повествовательного характера. В сюжетах подобных фильмов существует основная повествовательная линия, вокруг которой и в соответствии с которой возникают персонажи, декорации, спецэффекты и т.д. В основном это фильмы о вампирах (любимые персонажи готической драмы) («Дракула», «Интервью с вампиром», «Голод», и др.) и любые другие, с сюжетной линией, выстроенной вокруг какого либо эпизода из жизни героя («Ворон», «Фантом оперы», «Призрак оперы»). В сценах этих фильмов подчеркивается трагизм и величие неординарных образов героев. Контраст в изображении персонажей является необходимым художественным элементом. Особо остро эти фильмы демонстрируют проблемы взаимоотношений и реализации таких чувств как любовь, преданность, сладострастие, ненависть, жестокость и т. п. Выявляют противоречия и ярко отображают действительность в игре жизни и смерти, страдания и наслаждения, веры и безверия... Именно такие фильмы могут заворожить зрителя своим безумным очарованием, заставить восхищаться и находиться под впечатлением от увиденного еще долго после окончания ленты. Повествовательный фильм, в лучшем 
его исполнении, обязан вызвать широкую палитру эмоций, от гнева и печали до жалости и отвращения. Безусловно, сам сюжет без соответствующей экранизации не способен этого достичь, поэтому в таких случаях особо раскрывается совокупный талант создателей, в конечном итоге навевающий определенную готическую атмосферу. В отличие от фильмов вопросительного характера, прежде всего эти картины ориентируют зрителя на чувственное восприятие сюжета, формируют эмоциональное отношение к обозначенным вопросам, заставляют сопереживать происходящему.
- 2) Фильмы вопросительного характера. Сюжет таких фильмов основан на смятении чувств и эмоций героев и зрителя, неоднозначном отношении к происходящим событиям, заставляющих задуматься над сюжетом. В ходе развития сюжета герой или герои ставят перед собой и зрителями вопросы и вместе с ними ищут ответы на них. Как правило, суть этих вопросов в обычной мирской суете не вызывает ни малейшего интереса, мы просто не замечаем существования таких сложных и неоднозначных моментов в жизни, либо беспорядочно упрощаем или избегаем их. И лишь в редких случаях, как например при внимательном просмотре, мы способны через главных героев фильма обратить внимание на себя, на свою жизнь, свои страхи, помыслы и предрассудки. Это фильмы с глубоким психологическим содержанием, они заставляют всмотреться внутрь себя и лишний раз убедиться или разочароваться в своих идеалах. Под вопрос, сюжетом подобного фильма, ставятся общепризнанные традиции и незыблемые ценности. Равно как и в ранее описанной категории фильмов встают перед нами вечные вопросы, но уже не с чувственной стороны их восприятия, а с логической, рациональной, и главный упор в сюжете делается именно на их осмысление, критическое отношение, и, как следствие, заставляют сделать некий внутренний выбор. Остро и ярко это продемонстрировано в таких фильмах как "Адвокат дьявола", "Седьмая печать", "Дьяволы"... Однако вопросы часто так и остаются вопросами. Но если возможно преодолеть человеческое бессилие и добиться заветной цели, что дальше? Продолжают линию психологических фильмов картины исследовательского характера.
- 3) Фильмы исследовательского характера. Пройден этап чувственного восприятия, эмоциональных переживаний, осмыслен опыт и учтены многие уроки. Реализовано желание новых открытий и свершений. Добился герой желаемой цели. Что дальше? Каковы будут его следующие поступки? Всё ли предусмотрел он в пылу страстей? Сюжет подобных картин основан на анализе поступков героев с точки зрения их ответственности за содеянное. Основной линией является психологическая оценка и самооценка героем своих деяний и осмысление результатов трудного и многолетнего поиска. Неизбежность возмездия – финал фильма. Таким образом сюжет выполняет роль назидания и с помощью незаурядных персонажей позволяет зрителю узнавать в них себя. Как правило базой разворачивающегося действия является сверхъестественность и мистика. Типичным примером исследовательских кинокартин являются "Сердце ангела" или "Франкенштейн"...
   Безусловно, этими тремя категориями не ограничивается многообразие готических фильмов и ни в одном из них не увидеть однозначно установленной смысловой направленности. Характер каждого сюжета представляет собой симбиоз различных взглядов и суждений и является слиянием чувственного и логического, пропорции которых и определяют самобытный характер каждого фильма.
   Донести до зрителя содержательную сторону картины позволяют художественно-выразительные методы, которые определяются в большей степени творческим подходом сценариста и режиссера. Готика в кино отображается путем использования соответствующих художественных образов и приёмов. Зачастую это может выражаться в проведении исторических параллелей со временем средневековой готики, в сюжете, описывающем происходящие события в те века, в гротескном изображении людей. Многие фильмы описывают события, относящиеся к эпохе романтизма в Европе (конец 18, начало 19 века), что накладывает свой отпечаток на образы и сюжет кинокартины. В ряде картин исторические параллели проводятся с событиями революционного характера. Это не случайно. Именно в период смуты, кризиса бытия, творческого хаоса, и обостряются истинные чувства, и это в очередной раз позволяет углубиться и сильнее почувствовать происходящее. Но не только революционные события в политике, но и в общественной жизни, науке и искусстве могут послужить на благо готического кино. Революционный период, общественные перемены, создают плодотворную почву для развертывания готического сюжета.
   Многие готические фильмы обладают подчеркнутым романтизмом. Выстроенная романтическая сюжетная линия более присуща повествовательному характеру фильма. Романтизация основного персонажа становится неотъемлемой чертой в фильмах о вампирах. Этот факт многократно усиливает ощущение при просмотре. Надо заметить, что романтизм как таковой присущ практически всем готическим фильмам. Однако без него вся зрелищность и самобытность готики утратила бы свою силу. Как ранее отмечалось, во многих кинокартинах развертываются события на рубеже 18 и 19 вв. В то время Европу охватывает идейное и художественное движение, проникшее в различные области культуры и науки, повелевающее творческими умами прогрессивных людей. На смену классицизму приходит романтизм. В романтизме, как в художественном методе ярко выражено отношение художника к изображаемым явлениям, что придает произведениям искусства известную возвышенность, особую эмоциональную направленность. В историческим плане одно из течений романтизма идеализировало и воспевало средневековое прошлое, другое, в противовес первому, явилось воплощением всего нового и прогрессивного. Эстетические идеалы этого течения нередко носили утопический характер, образы романтиков отличались двойственностью, внутренней трагичностью. "...Движущей силой познания романтики считали переживание противоречия между конечным и бесконечным, тоску в связи с недостижимостью бесконечного, ироническое отношение к себе и своему творчеству. Средством возможного приобщения к бесконечному были любовь, мистический культ природы, художественное творчество, религиозное переживание...". Как замечает современный исследователь Т. Чеснокова: "В своём стремлении выразить бесконечное романтическая поэзия прибегала к образам отдаленной эпохи и её языку, культивировала мистическое, таинственное и загадочное в своей недостижимости... Новое качество приобретает и романтическое: оно парадоксально. Писатели пытаются отныне постичь ошибки чистого разума перед лицом противоречивой жизни. Таковы были русские романтики – Жуковский, Баратынский, Лермонтов. Также и шведские романтики, так называемые «фосфористы», объединившиеся вокруг журнала «Фосфор», во главе с писателем Пером Даниелем Аттербумом, более других в своей стране привержены философии Шеллинга и Фихте, мистицизму средних веков. Парадоксальным и загадочным предстал перед современниками и Виктор Гюго в своём знаменитом романе: рядом с прекрасной Эсмеральдой он выводит фантастический образ уродства – Квазимодо. Таким образом, романтизм породил новую эстетику и новую форму в искусстве – гротеск, сочетание возвышенного и уродливого, низменного и идеального, и вдохновляла этих писателей та антитеза света и мрака, добра и зла, которая отметила собой эпоху средних веков, исток 
современной европейской культуры". У романтиков 18-19 вв. проявлялся особый интерес к теневой стороне человеческой души. Они умело управляли ощущениями человека, органично вплетая религиозные мотивы, скорбные, мучительные образы в свои произведения. И нет ничего удивительного в создании романтических образов в готическом кино. Эклектика и гротеск исторически присущи как готике, романтизму, так и нашему времени, поэтому нашли отражение в современном готическом искусстве и в кино в частности.
   Принято считать, что готическое кино базируется на сверхъестественности образов и описываемых событий. И это действительно является одним из основных отличительных свойств этого жанра. Мистика получила бурное развитие в период средневековья как попытка собственного приобщения к таинственным силам, как апофеоз иррациональности и суеверий. И в последствии её роль в жизни общества не утратила своей значимости. Оккультизм, спиритизм, сатанизм, идолопоклонство идут вразрез с церковными заповедями и по сей день считаются воплощением Антихриста в наших душах. Это запретно, значит – интересно и загадочно, значит заставляет учащаться пульс и затаив дыхание умолкать при виде величественных мистических сцен. Феерично, грандиозно, потрясающе... Это оказывает сильное влияние на зрителя, и по силе эмоциональной передачи с мистическим зрелищем мало что может сравниться. Готический фильм – это не фильм ужасов. Море крови, душераздирающие сцены и в конце концов дикий ужас, окутывающий зрителя является не самоцелью, а лишь художественно-выразительным приёмом, подчеркивающим основную мысль или характер фильма. Но и сцены ужаса выполнены на более высоком уровне, чем в фильмах, предназначенных для этого непосредственно, в "ужастиках". Часто, задолго до возникновения ужасной сцены сознание зрителя многократно подготавливается к восприятию этого зрелища. Диалогами, общим мрачным фоном и многими другими средствами происходит как бы нагнетание соответствующей обстановки. Ужас уже закрадывается в ощущения зрителя, хотя непосредственно на экране этого не происходит. Оцепенение сковывает суставы и нет сил сопротивляться року. Рождается странное неимоверное желание всматриваться в лик ужаса, различать мельчайшие детали и наслаждаться этим. Безудержный страх и внутренний трепет сметают остатки высокомерия и надменности. Кошмар окутывает туманной пеленой все потаенные уголки сознания, наполняет всё существо своим холодом. Долгий подъем на вершину страха вознаграждается феерической сценой в которой весь накопленный ужас выплескивается с экрана и, соединяясь с ощущениями и ожиданиями зрителя, создаёт действительно сильное впечатление от увиденного. Этот высоко эмоциональный катарсис становится наградой зрителю за его терпение, за то что он безраздельно отдался просмотру этого фильма. В современном готическом искусстве и фильмах в том числе отчетливо просматривается тенденциозное мышление, готовящее человека к встрече с потусторонними адскими силами, красочно описывается процесс постигающего безумия и смертельной агонии. Романтизация страха является примечательной чертой такого сознания. Это сознание старается постичь тончайшие оттенки этого переживания, претерпевающего неимоверные метаморфозы, порождая при этом ярчайшую фантасмагорию ужаса.
   Ужас и сверхъестественность неотделимы от понятия "смерть". Ведь именно состояние ужаса, пропитанное сверхъестественностью, возникает от предчувствия смерти, от предчувствия диких нечеловеческих мук и неизведанности по ту сторону Мира. Темы жизни и смерти прекрасно были развиты у таких мыслителей как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Камю, С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр и др. В данном случае не интересно понятие смерти как прекращение биологического существования, но интересно как начало другого, метафизического явления, к которому все готовятся, хотя и не уверены в том, что находится по ту сторону мрака, что ожидает их падшие души. Такой взгляд на смерть обладает своей философией, именно в которой и встает наиболее остро извечный неразрешимый вопрос: "что первично: бессмертная душа или бренное тело?". И как следствие – возникновение противоречий между желанием беспредельных плотских утех и "счастливой" загробной жизни, страхом кары и стремлением к неизведанному. Возникновение противоречий приводит к появлению других, более конкретных вопросов: Как жить? Как думать? Кому верить? Какие поступки совершать? Как строить отношение с людьми? Что есть добро и зло? Кто правит миром? и т.д. Мировоззренческие концепции, характеризующие тот или другой фильм, по-своему ищут ответ на эти вопросы и воплощают их в понятиях о добре и зле, любви и страдании, счастии и одиночестве... Философия смерти является одним из основных движущих элементов в процессе создания готических фильмов, и находит своё отражение в ранее описанных категориях (повествовательном, вопросительном и исследовательском).
   Что же за готический фильм без "любви"? Любовь в тех или иных формах и проявлениях присутствует в каждом готическом фильме. Плотская или духовная, примитивная или возвышенная, эротика или насилие, счастье или страдание – это только немногие формы воплощения любви как высшей формы бессознательных взаимоотношений. Так сложилось, что на протяжении всей истории человечества вопрос любви стоял в ряду самых трепетных авторских тем. Поэты и мыслители, художники и ученые посвящали плоды своего труда возлюбленным... Романтично? Да! Возвышенно? Бесспорно!!! Таинственно? Не то слово! Чувственно? Ещё как! – вот причины яркого отображения любовной тематики в готическом кино. Но есть ещё немаловажная деталь проявления этого чувства. Это одиночество. Любовь и одиночество нераздельно связаны во всем готическом искусстве. Потому что невозможно обнять бесконечные, глубочайшие переживания другого, а следовательно проникнуться и полюбить. Потому что на пути этого великого чувства стоят непреодолимые препятствия. Любовь предстает как нечто необъятное, бесконечное, величественное, как несбыточная вселенская Гармония, даже если и находится совсем близко, в нескольких шагах от вас. Вот это тот смысл мироздания, который, казалось, и является величайшей ценностью и наградой. Она заставляет чувствовать себя по сравнению с собой мельчайшей точкой, настолько нелепой и бессмысленной, что даже все помыслы о земном счастье становятся пустым завыванием ветра. Это бездна, которая неотвратимо поглощает и не оставляет никакого шанса на спасение. Увы. Все иллюзии разбиваются о толщу антагонизмов. И остается только издали наслаждаться этим безупречным искрящимся зрелищем, боясь даже своими помыслами и желаниями опорочить и исказить её. Вот в чем трагизм и одиночество Квазимодо, Графа Дракулы, чудовища Франкенштейна... Именно одиночество является тем катализирующим фактором, который открывает путь к глубокому проникновению в человеческие чувства посредством отображения их на экране. Чем же интересна для готического кино тема одиночества? Психологическое представление одиночества готично по определению и не нуждается в дополнительных комментариях. А как форма его проявления на экране возникают сцены изощренной сексуальности, нежные и тонкие чувственные образы, образы романтичные, возвышенные, таинственные...
   Готические фильмы характеризуются присутствием одной или нескольких незаурядных личностей, который (которые) радикально отличаются от остальных персонажей по своему мировоззрению, поведению, внешнему облику. Это тот герой, который смог подняться над серой действительностью, над радостями и горестями жизни. И теперь он свысока свободно смотрит на мелкую крысиную суету, его занимают мысли о великом, в его душе кроются иные переживания, он одинок и непреступен, он красив и таинственен, скорбен его образ и в глазах читается усталость, но главное – он свободен. Если внимательно присмотреться, Готический герой, буквально соткан из того, что обычно называют "добродетель". Он обладает высокими нравственными качествами. В нем отсутствуют алчность, скупость, похоть, высокомерие, зависть и потаенная злость, но одновременно с этим, жалость, покорность, и.д. Он соткан из противоречий, так непонятных серой массе! Именно эти противоречия оттеняют его на фоне обычных людей. Обычных людей должно быть гораздо больше, серая масса, сущность их практически одинакова и претерпевает незначительные изменения в течение всего действия и при переходе от одного образа к другому: сотни задавленных гнетом крестьян, банковских клерков с одинаковой заштампованной внешностью, разжиревших от безделья тунеядцев, проводящих все время перед телевизором с пачкой 
поп-корна, попсовых артистов, спесивых богатых дамочек, наркоманов, алкоголиков, заливающих спиртом ростки самосознания - вот вся эта "красочная мерзость" и убогость примитивной повседневной жизни. Во все времена масса этих людишек составляет большинство, так называемый "среднестатистический образ налогоплательщика". Именно благодаря своей убогой сущности, они создают некий эмоциональный фон, на котором красочно и самобытно вырисовываются наши герои. Такой приём помогает создателям фильма подчеркнуть и конкретизировать основную мысль их произведения и усилить остроту ощущений при просмотре. Герой всем своим видом, мимикой, жестами, монологами и диалогами, поступками и отношением к происходящему, как пастырь показывает путь к неизведанному, таинственному, прекрасному и пугающему. Он обращается к другим персонажам и к зрителю, предлагает взглянуть по-новому на мир и природу вещей. Посредством этих художественных методов зритель становится непосредственным участником и наряду с другими персонажами совершает новые открытия, задумывается над сюжетом, критически относится к увиденному. Все происходящее на экране подчеркивает соответствующий звуковой коллаж. Звуковое оформление является неотъемлемой частью режиссерской идеи. По составу его можно разделить на: музыкальное, речевое и акустические спецэффекты. Как правило, музыкальная часть звуковой дорожки выполнена в единой стилистике, соответствующей историческому (временному) фактору фильма, эмоциональному состоянию рисуемых событий: расслабляющая спокойная музыка, тревожные или настороженные аккорды, психоделические, величественные, симфонические звуки и т.д. В готических фильмах мы зачастую можем слышать оркестровую симфоническую музыку при изображении торжественных мистических эпизодов, кровавым эпизодам в большей степени соответствует психоделическая «рвущаяся» музыка, исполненная в такт агонии жертвы и усугубляющая эмоциональное состояние зрителя, мрачные подземелья, склепы, замки и просто ландшафты и пейзажи принято изображать вместе с эмбиентным, "окутывающим" музыкальным сопровождением, которое так или иначе настраивает зрителя и т.д.
   Речь героев того или иного фильма, безусловно, соответствует тому образу, который несет персонаж в картине. Так как мы можем разделить всю совокупность персонажей на "серый фон" и "незаурядных героев", то речь тех и других подчеркивает их сущность. Серый обыватель, дрожащий от страха перед любым поворотом судьбы, не может выглядеть и говорить достойно. Его речь отличается сбивчивостью, слова трудно различимы из-за того, что его рот перекорёжен гримасой страха, он молит о пощаде и уничижается при первом же удобном случае, в силу примитивности его мыслей его язык не может родить лаконичных или глубоких фраз, а каждый произносимый им звук испещрен ругательствами и грубостью. Напротив, изысканность незаурядных образов просто обязывает создателей фильма вложить в их уста красивые и правильные слова, отображающие высокий полёт мысли, передающие его душевное состояние, дающие представление об его образованности и конечно, позволяющие проповедовать свои идеи внутри серой толпы и просвещенных людей. Их речь отражает либо насмешливость, либо благородство, либо величие, либо чувственность, либо всё это и многое другое одновременно. Проповедь идей является важным атрибутом в образе героя. Что касательно "серой толпы", то эта процедура однозначно обречена на неудачу, ибо не понять им используемой терминологии и глубоких мыслей. Подобную ситуацию мы можем наблюдать в таких фильмах как "Седьмая печать", "Готика", "Интервью с вампиром", "Голод". Перечисленные картины показывают непонимание, на которое наталкиваются наши герои, внятно отражают интеллектуальные противоречия. В подобных эпизодах возрастает роль монологов, именно они помогают обратиться к зрителю и становятся проводниками мысли, идей и эмоций между персонажем и зрителем. Иная ситуация в обществе просвещенных людей. Обмен мнениями между ними становится основой развивающихся впоследствии интересных диалогов, в которых оппоненты так или иначе вовлекают зрителя в виртуальное участие в их споре. Это можно заметить в "Адвокате Дьявола", "Франкенштейне" и в ранее перечисленных картинах. Поэтому для готического фильма важно наличие монологовой и диалоговой составляющих звуковой дорожки каждого фильма для того чтобы зритель не только мог следить за ходом, но и углубился в суть развивающегося сюжета. При выполнении звуковых спецэффектов много внимания уделяется закадровому (потустороннему) голосу с характерной реверберацией, придающей звучанию 
таинственность и мысленно переносящих зрителя в соборы и замки средневековья. Шорохи, шёпоты, скрипы дверей и замков, отдаленные голоса, рожденные пустотой, придают фильму изрядную долю мистики. Великолепные звуковые спецэффекты имеют место в "Дракуле Брэма Стокера", "Готике", "Стигматах", "Белоснежке"... Так, к примеру, шум глухого леса в сочетании с изображением одинокой, дрожащей от страха девушки способен повергнуть даже искушенного зрителя в страх и ужас не меньший, чем испытывает героиня эпизода. Трудно описать весь богатый режиссерский арсенал создания звукового сопровождения, но безусловно одно - роль звука представляется не менее важной, чем непосредственно "картинки" и помогает создать законченное произведение киноискусства.
   Критическое отношение к сюжету и фильму в целом является обязательным признаком готичности фильма. Готический фильм обязан вызвать эмоции как примитивные, доступные любому дешёвому жёлтому воплощению режиссерского таланта, так и величественные, чарующие и таинственные. Если после окончания сеанса через несколько минут улетучивается последний признак только что просмотренного фильма, то зачем попросту тратить время на это бесполезное суетное мероприятие. Но если оставлен глубокий эмоциональный след в ощущениях, то можно сказать с уверенностью, что все затраты стоили того. Безусловно к таким фильмам относятся и представители готического кинематографа. Что же за ощущения способен вызвать готический фильм? Боязнь, жалость, похоть, алчность, злость – примитивные эмоции, вызываемые количеством и "сочностью" сцен ужаса, секса и злодейства; ужас, восхищение, любовь – высшие эмоции, порождение удачного сочетания изображаемого на экране и внутреннего эмоционального состояния зрителя. Именно высшие эмоции являются показателем готичности фильма, так как характеризуют самые сложные и хрупкие человеческие чувства. Воплощение в готическом кинематографе именно высших эмоциональных сторон обязывает создателей фильма с максимальной отдачей подходить к своему делу, искать особые творческие пути. Полная эмоциональная насыщенность, вызванная сопереживанием сюжета, позволяет надолго оставить след в памяти человека, что в свою очередь будет являться комплексной характеристикой данного фильма, ибо соответствующая сила чувств не могла бы быть достигнута без гармонии субъективной и объективной сторон фильма, без слияния сильных эмоций и их передачи зрителю искусными художественными методами, без единства вкусов и взглядов создателей фильма и зрителя...
   Динамика исторического развития готического кинематографа также как и сам кинематограф наводит на мрачные размышления. Возможно, что "золотой век" готики в кино канул в лету под напором популистских дешевых трюков и спецэффектов. Все меньше на экране возникает серьезных, поистине глубоких картин. Создается впечатление, что всепоглощающее клише ширпотреба, испещренного множеством отрубленных голов, залитое морем крови, и изрядно сдобренное крутой компьютерной графикой не оставляет места для развертывания готического сюжета, передачи глубоких личностных сторон персонажей. Конечно же, совершенствуются методы кинематографа, но вместе с их ростом и доступностью велико желание использовать все сразу, буквально сразить зрителя масштабностью и сложностью спецэффектов, однако вспомним, что некоторые фильмы Ингмара Бергмана снимались на черно-белую пленку, но по своему воздействию на зрителя ничем не уступают современным картинам. Не может не настораживать тот факт, что многие классические готические персонажи (Дьявол, вампиры, ведьмы, "рыцари печального образа" и т.д.) становятся в руках режиссеров пустой оболочкой, сосущей кровь и вселяющейся в кого попало. Именно этой тенденции обязаны своим появлениям бесчисленные полчища фильмов о вампирах (чего только не прочитаешь в названиях: "Вампир и его невеста", "Вампир в Бруклине", "Бал вампиров, "От заката до рассвета", также "Клан", "Изгоняющий дьявола", "Конец света" и т. п. К этому же разряду относятся и многочисленные фильмы с использованием в названии слова "Ведьма"), а также фильмы с компьютерной анимацией и пустой сутью... Безусловно, будут и еще неоднократно появляться на наших экранах действительно готические шедевры, но нам, зрителям, остается только безропотно ждать этого очередного момента.
   Итак, мы видим, что готический фильм затрагивает наиболее чувствительные стороны человеческой души, дает почву для размышлений и сопереживаний. Основываясь на вышеизложенной точке зрения, ниже предлагается небольшой обзор наиболее популярных готических фильмов, а также фильмов, не достаточно широко известных среднему зрителю.

"Интервью с вампиром" (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles (1994))

   Один из лучших готических фильмов современности. Повествовательный характер сюжета открывает перед нами "мир глазами вампира". Как книгу, листаем мы его историю, и она предстает перед нами в различные века и в различных ракурсах. Неизменным остаётся лишь образ главного героя на протяжении более двухсот лет. С первых минут фильма зрителя окутывает таинственная атмосфера, навеянная музыкой Элиота Голденталя.
   Роман Энн Райс и фильм, поставленный по её произведению, наглядно демонстрирует величину цены, которую приходится платить за бессмертие, как, впрочем, и за любую другую милость судьбы. Каждый день, каждый миг своего бытия Луи, главный герой сюжета, стоит перед выбором: жить или не жить, своя жизнь или чужая. Ежесекундная борьба за существование определяет философию фильма. Признай то, что ты есть! Прими свою сущность! Будь самим собой! Осознай и наслаждайся! Эти лозунги лейтмотивом проходят через весь фильм. Луи постигает себя и ищет ответы на вопросы своей судьбы. Его учитель и создатель Листад раз за разом открывает нам свою сущность и сущность своих учеников. Одиночество объединяет всех героев фильма, но каждый одинок по-своему. И это расплата за грехи и вечную молодость. Совокупный образ основных персонажей фильма является образом "настоящего" вампира, но дает нам представление о переживаниях, испытываемых каждым из героев в отдельности.
   Действие фильма происходит на обоих берегах Атлантического океана. После долгих поисков и скитаний наших героев ясность внесет "старый свет". Истинные чувства стоят на пути хаоса и безумия и этим подчеркивают готичность образа вампира с душой человека, бессмертного со страстями смертного. Лаконично и точно выразил Арман то, какими должны быть настоящие вампиры: "...могущественны, красивы и не знать раскаяния...", но тонкая чувственная душа является не достижением, а скорее бременем и необходимым атрибутом готического образа, образа "настоящего" вампира.
   Неповторимая атмосфера на изломе мистики и реальности открывает пустоту и бессмысленность бытия. Но вечность не задаёт никаких вопросов. Она не спрашивает и не отвечает. Она лишь ставит существо перед выбором. Сможет ли познавший принять правильное решение? Вечность всему судья...

"Дракула Брэма Стокера" (Bram Stoker's Dracula (1992))

   Величайший готический фильм. В основе сюжета лежит древняя легенда о графе Дракуле из Трансильвании. Авторам удалось воплотить глубокий, по-настоящему готический образ, отличающийся своим трагизмом и сверхъестественностью. Сквозь весь сюжет ощущается неповторимая эстетика 19 в. Масштабный, чарующий эпос восхищает каждым своим мигом, каждым эпизодом повествования. В нем есть всё: любовь и ненависть, добро и зло, страх и радость, убогость и величие. Бесконечная палитра чувств охватывает при просмотре этого шедевра. Легко захлебнуться в эмоциях, описывая всю изящность и красочность фильма.
   С самого начала действия зритель знакомится с историческими мотивами, побудившими автора одноименного романа Брэма Стокера к написанию своего произведения. Предыстория фильма относит нас в готическую эпоху средневековья, когда рыцари сражались с полчищами наступающих иноверцев-турок. Готический сюжет начинает завязываться уже с того момента, как рыцарь ордена Драконов встал на защиту церкви и бог "щедро наградил" его за это. И вот тут мы уже наблюдаем трагедию. Противоречие "Она проклята?! И это награда за защиту божьего храма? ...Я восстану из мертвых, чтобы отомстить за её смерть с помощью всех темных сил!!!..." И вот тут мы уже окунаемся в пучину страдания вместе с главным героем. И это только начало...
   Это фильм о любви. Любви земной и небесной. Фильм о несчастной, терзающейся во времени и пространстве душе, ищущей сострадания и покоя. Глубоко готичен в этой экранизации образ графа Дракулы. В нем мы видим удивительное сочетание и противоборство любви и ненависти, добра и зла. Зрителя восхищает и завораживает его тонкая чувственность и неумолимая жестокость. Другие персонажи героически поднялись на борьбу с восставшим злом. Кто победит? Исход предрешен. Гибель героя – закономерный финал трагедии. Экранизация готического романа выполнена красочно и масштабно. Пред взором проплывают фантастические пейзажи горной Трансильвании, морские просторы, улицы городов прошлого столетия. Действие сопровождается таинственной и торжественной музыкой. Все в этом фильме прекрасно дополняет друг друга.
   Замечательно выполнен и подбор актеров. Режиссеру Френсису Форду Копполе с помощью мастерской игры Вайноны Райдер, Киану Ривза, Энтони Хопкинса и в первую очередь Гэрри Олдмана удалось создать действительно достойную экранизацию классического готического романа.

"Голод" (The Hunger (1983))

Покуда мира строй и вид
Нам философия хранит, -
Землею правит всею
Любовь и голод с нею.
 Иоганн Шиллер, стих. "Мудрецы"

   Со времен зарождения цивилизации любовь и голод правили миром. Время ничего не изменило. Этот кинофильм наглядно, красочно демонстрирует верность слов Иоганна Шиллера. Его мысль от начала и до конца пронизывает разворачивающееся действие. Стоит лишь задуматься и становится понятно, что любовь и голод – вот те два древнейших чувства, сопровождающих всё живое с момента его зарождения, это именно те составляющие, которые сделали возможным сам процесс выживания, и в конечном итоге ставшие основой для различных режиссерских разработок. Этот фильм можно назвать отражением фильма "Интервью с вампиром". Вместо главного героя – вампира, в этом фильме – это "Она". Прекрасная, обаятельная, чувственная, чарующая... Изображение главного героя как женщины-вампира придало 
всему фильму тонкую чувственность и оригинальность. С этой задачей блестяще справилась Катрин Денев. Трудно представить кого-либо ещё в этой роли. Утонченная, изысканная, красивая, загадочная, с прекрасной манерой держаться, с романтической грустью в глазах, она всё смогла воплотить в своей героине. Эту неоценимую заслугу с ней по праву разделяют другие исполнители главных ролей: Дэвид Боуи и Сьюзен Сарандон. На взаимоотношениях внутри этого трио построена вся идейная часть картины.
   Эта психоделическая кинокартина изображает нам всё происходящее как бы с трех сторон, каждую из которых олицетворяет один из героев фильма. Вечная жизнь – предмет исследования постановщика. Близится миг, когда усилиями биологов будет открыт тот ген, который несет в себе завершение жизни природного организма. Откроется таинство смерти. Станет ли человек бессмертным? Готов ли принять это откровение как должное? Возможно. Не исключено что в области биологической проблемы неясностей осталось на несколько лет исследований. Но что же скажет философия? Мудрец способен предостеречь человечество от посягательства на таинство жизни и смерти. Лишь философу надлежит придать проблеме обостренное метафизическое звучание.
   Страдания и мучения, обуревающие человека в поисках вечной жизни, результаты поиска и вечное одиночество – вот то, что видит зритель на экране. Научный подход к поиску рецептов бессмертия олицетворяет героиня Сьюзен Сарандон, Сара – ученая, занимающаяся этой проблемой на основе исследования животных, ей и представиться не может, то что она сама может обрести вечность, что сбудутся её творческие мечты... Другой подход у героя Дэвида Боуи. Он желает вечной жизни, желает вечной любви, вечной молодости. Его трепетная любовь к миссис Блейлок (Катрин Денев), страх перед пустотой и неизвестностью не дает ему шанса на спокойную гибель. Но увы, он обречен. Все старания напрасны. Все мы смертны. "...Все вышло из праха и все возвратится в прах..." Герой Девида Боуи показывает нам житейскую, обывательскую сторону (подход) желания достигнуть бессмертия. Его образ олицетворяет животную предсмертную агонию. Мы видим то, к чему придем все в конечном итоге. Это наше будущее: в предсмертных судорогах молить о пощаде... Но кто же сможет преодолеть этот рок? Мериам Блейлок. Бессмертная леди, живущая в постоянной печали от бессмертного одиночества. Именно это чувство заставляет её искать новых и новых спутников своей жизни и каждый раз заново переживать уход возлюбленных. Всё вокруг меняется, но её пустота вечна. Это именно та трагедия, которая является краеугольным камнем её бытия. Вечная жизнь, вечное одиночество, вечная любовь и вечный голод заставляют эту изящную хищницу обрекать всех людей, с которыми она встречается на своём долгом пути. Одни служат её духовным и плотским желаниям, другие – утоляют животный голод. Для придания остроты и яви этой животной стороне её бытия в фильме наглядно переплетаются судьбы людей и животных. Весьма неоднозначные ощущения вызывает героиня фильма. Её образ придется по душе готическим зрителям. Нежный, чувственный, спокойный, прекрасный, печальный... Не перечесть всех эпитетов, характеризующих его. Завершающую мысль фильма можно сформулировать так: "Бессмертие Бессмертно..." Целиком фильм выполнен в мрачных и кровавых тонах, создает гнетущее настроение, музыкальное оформление прекрасно сочетается с изображаемыми сценами эротики, насилия и убийства...

"Носферату – Призрак ночи" (Nosferatu: Phantom der Nacht (1979))

   Одна из экранизаций истории о графе Дракуле из Трансильвании. Выполнена с присущей этой легенде трагичностью и таинственностью. Фильм в целом сохраняет историческую направленность и не отклоняется далеко от содержания легенды и авторского повествования Брэма Стокера. Сюжет картины описывает прибытие графа в один из европейских городов и драматические последствия этого. Приход в город полчищ голодных ужасных крыс, массовая гибель населения в результате чумы, картины душевных переживаний и плотских мучений. Любовь предстает перед нами в образе прекрасной Лизы, роль которой исполняет Изабель Аджани. Как обычно, граф Дракула встает на пути реализации чистых чувств и... исход картины предрешен...
   Некоторые эпизоды этого фильма сняты в живописных районах Румынии. Горы, реки, леса – всё это передает неповторимый колорит местности. Прекрасные ландшафты и архитектурные ансамбли гармонично сочетаются. Непременным достоинством является использование в картине музыкальных произведений Вагнера и Гуно. Во всех эпизодах эта музыка способствует созданию сюжетной целостности, общей направленности повествования данного изображаемого эпизода и участвующих в нем лиц и объектов. Однако в целом фильм трудно отнести к готическим. Вампирская сюжетная постановка как таковая не может целиком определять готичность фильма. Эта экранизация не может похвастаться глубиной передаваемых образов, зрелищностью, широтой и размахом действия. Нет глубоких эмоциональных контрастов, способствующих тонкому восприятию, накала страстей, изящных мыслей и фраз. При просмотре картины создается впечатление, что всё это ранее ты уже видел и в гораздо лучших тонах. В большей степени фильм можно отнести к разряду обычных ужастиков. Особую неприязнь вызывает жалкий образ самого Дракулы, часто напоминающий тщедушного воришку, щерящегося и озирающегося по сторонам, с вытянутыми вперед руками, как у зомби. Нет в нем той красоты и величия, которые мы привыкли лицезреть в этом персонаже. Некоторую готичность могут придать ему несколько туманных фраз о вечности, но не более. Фильм интересен в начале просмотра, но со временем интерес может перерасти в скуку.

"Ворон", "Ворон 2" (The Crow (1994), The Crow: City Of Angels (1996))

Ворон:
Сюжет: Накануне свадьбы Шелли Вебстер и Эрика Дрэйвена, которая была назначена на День Всех Святых, шайка бандитов врывается в их дом и жестоко убивает их. Шелли умирает через 30 часов в больнице, а Эрик, получив пулю и совершив лебединый полёт из окна комнаты, которую они снимали, умирает сразу. Годом позже, наделённый мистической силой Ворона, Эрик возвращается из могилы, чтобы отомстить убийцам. Он находит поддержку в борьбе с преступниками в лице полицейского офицера Албрехта. Когда Эрик почти завершает свою миссию, он лишается своей силы и неуязвимости, так как один из гангстеров убил Ворона, в котором заключалась сила Эрика Дрэйвена. Но в схватке с главарём банды Top Dollar'ом Эрик побеждает и воссоединяется со своей любимой в лучшем мире. Настоящая любовь не умирает.

Ворон: Город ангелов:
Сюжет: Также как и первый фильм, Город Ангелов рассказывает о мести и о настоящей любви. Но уже о любви отца к сыну. Эш Корвен и его сын стали свидетелями жестокого убийства, убийцы не желали оставлять свидетелей и убили их. На День Всех Святых Эш возвращается с того света, чтобы отомстить за смерть своего сына, после чего он сможет вернуться к нему. В принципе, дальше повторяется сюжетная линия первого фильма. Под конец Эш также лишается своих способностей, но побеждает главаря в финальной схватке. Он возвращается в мир иной и находит своего сына. Все счастливы, все довольны! Занавес!

   Короче, когда фильм кончился, я сидел на диване еще минут 20 с открытым от удивления ртом и мутными глазами. Такого я ещё никогда раньше не видел. Чтоб так точно подходило под мои переживания и чувства. Резонанс такой получился, одновременно нахлынула неописуемая энергия и депрессия. В общем, когда я его пересматриваю, у меня нет ощущения, что я это уже видел и мне не интересно. Я каждый раз смотрю его по-новому, каждый раз он вызывает у меня разные эмоции: ненависть, сострадание, нежность, депрессию, иногда выбивает слёзы. Я наслаждаюсь каждым кадром и каждым словом этого фильма. Хотя "официально принято" считать первого Ворона лучше второго, я так не считаю. Для меня они очень разные (сюжет во внимание не берётся). Да, я люблю всякие соборы, церкви, кладбища, люблю кожу и извращения. Но наслаждение от просмотра первой и второй частей сравнивать нельзя. Первая часть, как более готическая, естественно, более красивая и романтичная. Вторая, как уже углублённая в некий готический индастриал, по-своему прекрасна (вид какого-нибудь водохранилища, при свете фонарей и на фоне железного проржавевшего моста может у меня вызвать приступ Эстетического Перевозбуждения ничуть не меньший, чем вид Кладбища с готическими крестами у
Кафедрального Собора при свете полыхающих молний). Так что тут нет "хорошо-плохо". Я не считаю, что Ворон-2 хоть на миллиметр хуже первого.
   Мне очень нравится музыка в обоих Воронах (Грэм Ревелл), которая сопровождает практически весь фильм. Музыка из саундтрэка могла бы быть конечно более готичной, почему было не привлечь более серьёзных музыкантов к этому делу?! Хотя эти фильмы и так получились шедеврами.

"Сердце ангела" (Angel Heart (1987))

   Стоит немного в стороне по стилистике от общепринятых готических фильмов. Мистический детектив, изобилует страшными и загадочными сценами. Вместе с главным героем, частным сыщиком мистером Анджелом в исполнении Микки Рурка, мы ведем расследование и с каждой минутой глубже и глубже проникаем в суть развертывающихся событий, но цепь страшных таинственных явлений заставляет с нарастающим интересом всматриваться в происходящее. Реальность демонстрируемых событий поначалу искусно маскирует направленность этого фильма. По мере развития сюжета начинаешь замечать сверхъестественный аспект, который впоследствии становится доминирующим. Этот приём завораживающе действует на зрителя. Рисуя обычные житейские картины, привычные каждому, режиссер сумел создать некоторую эмоциональную базу, убедив зрителя в том, что всё происходящее в сюжете является частью обычного размеренного бытия. И затем, плавно переходя к абсолютной мистике на фоне глубокого психологического трагизма, сверхъестественность проникает в сознание зрителя и становится такой же неотъемлемой частью происходящего, как и элементарные житейские явления. И мало у кого возникнет презренная ухмылка ханжи при полноценном просмотре этого произведения. Реализация этого метода проникновения сюжета в сознание зрителя осуществляется путем представления малоизвестных сторон жизни африканских поселенцев в Америке, респектабельных колдуний и конечно же самого Дьявола воплоти. Нашему взору открываются сцены ритуальных убийств, кровавые мессы, сцены насилия и секса. Изумительно отображен образ Сатаны в исполнении Роберта Де Ниро. В финале мы увидим развязку, смысл которой в течение всего времени просмотра ненавязчиво давал о себе знать. Неотвратимое безумие настигает детектива Анджела. Заключив сделку с Дьяволом и попытавшись обмануть его, любой обрекает себя на мучительную гибель.

"Адвокат Дьявола" (Еру Devil's Advocate (1997))

   Диалог адвоката и Сатаны – форма, в которую облачен грандиозный мистический триллер. Задумкой автора является провести зрителя "от самого начала" до "самого конца". Начало: жизнеутверждающее развитие сюжета. Молодой адвокат защищает невинно оскорбленного школьного учителя. Публика протестует, бурлят народные массы в негодовании от решения суда. "Виновен", - вторит народу совесть адвоката. Но процесс выигран. "Правосудие восторжествовало". Можно расслабиться, жизнь прекрасна, мы здесь и Бог над нами. Идет время, сюжет развивается и вот уже близится окончание: порочность человеческого общества, несбыточные иллюзии, хаос, зло, смерть, и маячащие впереди зарницы адского пламени. Вот так незаметно и неотвратимо подкрадывается к нам ощущение собственной греховности. Олицетворяет эту греховность сам молодой адвокат, но как Заратустра Ницше он же, прозрев, и найдет выход из тупика в самом конце картины. Как ни странно, но проводником благих идей, пусть незаметно и осторожно является сам Дьявол. Он же искуситель, но он же и гарант свободы, заключающий с каждым добровольную сделку. И совесть, ответственность каждого – его право на принятия добровольного решения. Искуситель искушает, но устоишь ли ты, букет пороков, перед его искушением? Хватит ли у тебя сил для принятия решения? Примечателен финальный монолог Дьявола, выполненный в исключительной логической последовательности, да так, что и придраться не к чему, всё правильно и гладко, но адвокат, нутром чуя подвох, решает всё в один момент. Пиф-паф! Игра закончена, занавес? Нет. Это всего лишь единичное звено в бесконечности исторического процесса. "И все вернется на круги своя...", и пойдут новые жертвы по пути тщеславия, жадности и чревоугодия. И будет вести их та незримая цель, которая ведет каждого по ступеням бренной земной жизни. Суета.
   В процессе постоянного общения Дьявола и его адвоката мы видим сокрушительные изменения в образе последнего. Эти изменения происходят под давлением внешних таинственных факторов и внутренних психологических расстройств. Его облик меняется, меняются взгляды, желания, цели. Меняется сам человек. Эти изменения порождаются внутренним конфликтом между желаниями, возможностями с одной стороны и совестью, моралью и другими представлениями о личном и общественном жизнеустройстве с другой. Всё выбивается из привычной размеренной колеи. Эти противоречия существуют в каждом человеке, но авторы фильма довели их до крайнего антагонизма, решением которого может быть только одно...
   Все в этой ленте выполнено мастерски, сюжет, звук, свет, игра актеров, постановка. Всю продолжительность действия зритель находится в постоянной сосредоточенности, увлеченности сюжетом, каждый момент фильма наполнен глубоким смысловым содержанием. Это тот фильм, который стоит смотреть не один раз...

"Седьмая печать" (Det Sjunde inseglet (1957))

   Фильм рисует мрачные картины готического средневековья. Основой действа является диалог разуверившегося крестоносца со смертью. Вся содержательность фильма развенчивает считающиеся незыблемыми ценности, проповедуемые церковью. "Во славу Господа" – вот тот догмат веры, который лишь сумасшедший может поставить под сомнение! Но бывший крестоносец, "служитель гроба господнего", разочарованный в деяниях Бога на Земле, ищет объяснения всему творящемуся. Всё смешалось в его понятиях о Мире. Задумавшись однажды, он погрузился в поиски правды и великая скорбь легла на его чело. В этом фильме сливаются воедино проблемы веры, добра, справедливости. За что воевал он? Во имя чего приносил в жертву себя и других? Чем объяснить страдания и муки? Череда неразрешимых вопросов встает перед героем и перед нами. "... Мы не можем не сделать идола из своего страха и этого идола мы зовем Богом...": фундаментальное высказывание, объясняющее причины, порождение явления, которое мы все называем верой. Крестоносец уже не боится ни злоумышленников, ни чумы, ни дьявола, ни инквизиторов, его заботят исключительно ответы на его вопросы. Он ищет правду и это смысл его существования. Самозванцы-церковники, невежды воспевающие Бога, не могут мириться с зачатками инакомыслия, творят правосудие на кострах, ищут виновных и предают их суду инквизиции. Рыцарь, вернувшись из дальних кровавых походов, в очередной раз бросает вызов Смерти. В начале фильма он чувствовал одиночество и обреченность, предлагая играть ей в шахматы. По мере развития сюжета, рыцарь глубже и глубже познает мир, с каждым разом его игра становится всё увереннее и он смеясь смотрит в лицо своему противнику, в лицо Смерти. Так ли оно ужасно? Двигаясь по пути познания, герой открывает правду себе, людям и зрителю... Чем закончится эта игра? Наш герой много раз выходил победителем из схваток со Смертью, что получится у него в этот раз? Двойственность ощущений не позволяет дать ответ на этот вопрос до самого конца фильма.
   Фильм богат колоритными персонажами. Оруженосец рыцаря представляет собой некоторую противоположность хозяина. Как и его хозяин, он справедлив, честен, образован и общителен, но он не менее готичен, его сарказм, веселость и пренебрежение общепринятыми жизненными ценностями органично дополняет задумчивый образ главного героя. Оруженосец является тонким психологом, проповедует объективное видение мира, свободные от предрассудков и стереотипов и в общении с другими персонажами многократно это подчеркивает. Режиссерское мастерство демонстрирует нам происходящее с нескольких точек зрения: рыцарь и его оруженосец, ищущие правды, бродячие артисты, наслаждающиеся жизнью и простыми человеческими радостями, жители деревни, скованные невежеством, предрассудками и религиозными рамками, инквизиторов, чувствующих себя властителями душ и умов людей... контраст 
различных типов мировосприятия характеризует колоритность и неповторимость образов.
   Сюжет усугублен душераздирающими сценами смерти и сжигания на костре инквизиции, а черно-белое изображение подчеркивает мрак и обреченность. Величественен последний эпизод - танец Смерти. Он подлинно характеризует бренность всего сущего и в очередной раз демонстрирует людям неотвратимость конца...

"Белоснежка" (Snow White (1997))

   Да, это действительно сказка. Сказка о прекрасной юной леди, её несчастном отце, овдовевшем в момент рождения дочери и злой колдунье-мачехе, пытающейся увековечить свою молодость магическими заклинаниями. В фильме присутствует и зеркало ("свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи"), и герои в образе "гномов-рудокопов", и многие другие сказочные персонажи. Готическая атмосфера навевается классическим антуражем средневековья: старинным замком с приведениями, величественными интерьерами, всепоглощающим лесом, кишащим волками, гоблинами и троллями, пиршествами, исполненными в истинно европейском старинном духе, играми, песнями и танцами. Словом, полностью воссоздана картина средневекового быта. Пейзаж изображается в золотых и алых красках осени. На фоне этого развивается мистический сказочный сюжет. Ярко продемонстрированы образы злодеев и добродетелей. Проникновенное исполнение ролей Сигурни Уивер, Сэмом Нилом и другими актерами обеспечивает глубину отображения и восприятия добра и зла, создает впечатление, подобное тому которое возникало в далеком детстве при прослушивании невероятных историй.
   Но по-новому смотрится эта сказка. Ощущение реальности происходящего не покидает вас даже в моменты мистических действ. Не смотря на то, что действие происходит в рамках одного поместья, фильм снят широко и масштабно. Действие постоянно перемещается по интерьерам замка, окрестным поселениям, окружающему лесу, логову рудокопов. Взору предстают различные по характеру сцены: трапезы, веселье, изнурительный труд, колдовство, любовь и предательство. Сохранена историческая оригинальная подоплека легенды, хотя каждый персонаж значительно отличается от своего прототипа, и это своеобразие придает действию новизну.
   Трудно назвать эту постановку фильмом ужасов. Но не потому, что ужас не присутствует как таковой, а он искусно заретуширован, органично влит в изображаемую действительность. Главное всё-таки не в этом... Безусловно это сказка, сказка со счастливым концом. Злые колдовские чары не смогут погубить принцессу Лили, любовь спасет её. Будет повержена злая ведьма, а маленькая падчерица и её спаситель будут жить поживать и добра наживать. Несмотря на всю тривиальность сюжета, фильм отнюдь не выглядит скучным и однообразным.

"Готика" (Gothic (1986))

   Лорд Джордж Гордон Байрон (1788-1824) великий английский поэт, мыслитель, романтик и мистификатор. Фильм режиссера Кена Рассела (Ken Russell), производства студии Virgin Vision, повествует о таинственной стороне жизни великого английского поэта лорда Байрона. Это мистический рассказ о безумных фантазиях, человеческих страхах, пороках и предрассудках, и их зловещем воплощении. Теряется граница между вымыслом и реальностью. С первых минут фильма зрителя окутывает атмосфера нереальных образов, плода игры воображения Байрона и его случайных гостей. Героев посещают видения, являющиеся толи сублимацией их собственных страхов, толи представляющих собой нечто проникшее в их мир из сферы, недоступной человеческому рассудку. Фильм снят на живописных просторах Англии, а основное его действие разворачивается непосредственно в замке лорда Байрона и его ближайших окрестностях. Неотвратимое безумие настигает всех участников страшных экспериментов. Непрекращающаяся в течение всего действия сильная гроза ещё ярче и убедительнее подчеркивает состояние тревоги и жуткого кошмара, наполняет всё происходящее ощущением глубокого отчаяния. Нет ничего вокруг, только ночь, гроза, мрачный замок с тысячами коридоров и комнат, жуткими вампирами и демонами, и пятью, сходящими с ума от ужаса, обитателями этого замка. А во главе всего происходящего величественный и несокрушимый сам лорд Джордж Гордон Байрон. Он как безжалостный магистр ведет по пути безумия свои жертвы, с каждым разом всё совершенствуясь и превосходя всё новые и новые пределы наслаждения в нечеловеческих играх. В течение всего действия неоднократно возникают тонкие чувственные эротические сцены, подчеркивающие сверхъестественность происходящего. Весь фильм пропитан философией смерти. Диалоги персонажей заставляют задуматься и иначе взглянуть на традиционные вопросы о жизни, смерти, любви, грехе, благодетели, страдании, счастии, скорби. Саундтрек к этой картине наполнен тревогой и одновременно с этим некой насмешливостью и символизирует презрение хозяина замка (лорда Байрона) к примитивным человеческим эмоциям.
   Искусно подобранные персонажи в виде непоколебимого и задумчивого лорда Байрона, игривой сексуальной простушки Клер, страстного и решительного мистера Шелли, любящей его Мэри, а также таинственного экспериментатора доктора Полидори составили неповторимый квинтет дополняющих друг друга персонажей и подчеркивающих своим контрастом характерные взаимные отличительные черты. Этот фильм, как и многие другие готические фильмы демонстрирует столкновение прогрессивного стремления к познанию мира и природы вещей с потусторонними силами, необъяснимыми по своей сути, и потому такими интересными и загадочными...
   Лорд покинул свет, уединился в своём поместье и не навещал ни соседей ни друзей. Он предался мрачным мыслям, творчеству и философии и всё увиденное в этом фильме является отражением его сознания. В конце фильма Мери Шелли рассказывает историю о создании чудовища, которое испытывает страдания, мучения и мчится отомстить людям. Эта легенда, рассказанная Мери, легла в основу её бессмертного произведения "Франкенштейн".
   Мастерская работа оператора представляет нам всё происходящее в темных тонах ночи, таинственные огни свечей, игра теней создают ощущение подобные давно забытым детским кошмарам. Потрясающая игра актеров - Габриель Бирн (Gabriel Birne) в роли Байрона, Джулиан Сендз (Julian Sands)в роли Шейли, Наташа Ричардсон (Natasha Richardson) в роли Мэри Шелли, Мериам Кир (Myriam Cyre) в роли Клер, Тимоти Сполл (Timothy Spall) в роли доктора Полидори и других не оставят равнодушными ценителей готического кино...

"Франкенштейн" (Frankenstein (1994))

   "...Этот фильм – экранизация знаменитого готического романа Мэри Шелли о чудовище, созданном гениальным доктором Франкенштейном - признана критиками самой страшной из всех киноверсий книги. Продюсер Фрэнсис Форд Коппола и режиссер Кеннет Брана, признанные мастера жанра, создали по-настоящему гипнотическое зрелище о похождениях ужасного монстра, в роли которого выступил Роберт Де Ниро, ещё раз продемонстрировав свой уникальный дар – завораживать зрителей и заставлять трепетать от страха их сердца ..." Это аннотация, которую вы сможете прочесть на кассетах и дисках дает весьма скудное и односторонне представление об этом замечательном фильме. Нелепое выставление героя Де Ниро, ужасного монстра, в стиле а-ля "Глубокое синее море", "Терминатор", "Похитители тел", "Фантазм" и т.п. вводит в заблуждение зрителя и создает представление об этом фильме как о заурядном голливудском ужастике. И лишь название фильма, упоминание о готическом произведении в его основе, упоминание продюсера Френсиса Форда Копполы и Роберта Де Ниро в главной роли позволяют сделать верное предположение о качестве и профиле этого фильма.
   Мир стоит на пороге технической революции, прогресс во всех областях науки вверяет в руки и умы людей умения и знания, которые могут перевернуть всю историю человечества. Исторически события представленные в сюжете относятся к концу 18 в. Европейский романтизм в самом разгаре. Бурное развитие науки и техники породило надежду на скорое разрешение вопросов о бессмертии, вечном счастье, излечения от страшных болезней, и т.д., однако уровень реальных научных достижений был далек от своего пика и не позволял добиться желаемого. Ожидания человечества находили своё отражение в метафизике, соединении смертного и бессмертного, слиянии оккультных желаний с материалистическими возможностями, различных философских течениях того времени. Тем не менее передовые умы уже задавались вопросом не только о возможностях человека, но и о их реализации, мере ответственности за содеянное, рассматривали с гуманистических позиций процессы познания и совершенствования. В сюжете этого фильма человек приобрел способность Бога: способность управлять жизнью и смертью. Открыл человечеству дорогу к реализации заветных желаний. Смогут ли люди осознать это и правильно распорядиться этим богатством? Экранизация "Франкенштейн" рассказывает о существе, созданном человеком и по подобию человека, обладающем умом, душой, физической силой, талантом, но глубоко одиноком и всеми гонимом. Но его образ не вызывает жалостных чувств. Продукт развития цивилизации, он осознал своё предназначение в этом мире. После всех унижений и гонений принимает решение о мести своему создателю. Это фильм о любви. Слово "ЛЮБОВЬ" многократно поистерлось в пошлых "мыльных операх". Эта картина обращает нас к понятию Любовь в её истинном, непостижимом смысле. Стремление любить и быть любимым всеми средствами – вот что движет этим чудовищем. Не злоба, не алчность, не похоть, а прекрасное чувство, ради которого вершились великие дела и 
страшные поступки.
   Оставляя вне внимания научный аспект сюжета, который без сомнения с современных позиций выглядит весьма неправдоподобно (реставрация человеческих тел из фрагментов с последующим оживлением), фильм обращает нас к философской проблеме постижения новых горизонтов познания, борьбе творческого ума с невежеством и рассмотрению этических вопросов. Это история о человеке с доброй душой, чистой совестью и светлым разумом и о его творении. Прекрасно сыграны роли всех действующих лиц. Каждый кадр фильма сопровождается прекрасной музыкой, которая искусно подчеркивает происходящее.

"Листомания" (Lisztomania (1975))

   Фильм Кена Рассела. Изготовлен на студии Goodtimes Enterprises Production. В очередной раз обращается режиссер к знаменитым персонам истории. Сейчас это композитор Франц Лист – главный герой фильма, а также множество других исторических персонажей, гротескно переплетенных в этом произведении. Оставь все ожидания и вожделения перед просмотром!!! После того как начнется этот фильм – не перестанешь удивляться. Выполненное в жанре сатирической комедии с мистическим привкусом, этот музыкальный фильм вызывает противоречивые чувства. Фильм показывает нам жизнь европейской аристократии конца XIX - начала XX веков в утрированном, смешном виде. Это проявляется в беспредельных сексуальных развлечениях, разгульном образе жизни, чрезмерном веселье и пьянстве. Вся картина выполнена в пародийном стиле. Комические образы героев, образ их жизни заставляет зрителя смеяться и добавляет свежих интересных эмоций. Несмотря на всю комедийность данного фильма, Кен Рассел, со свойственной ему оригинальностью, вскрывает противоречия общества на рубеже веков и демонстрирует это в виде противоборства двух антиподов: композиторов Листа и Вагнера. Франц Лист предстает перед нами как "попсовый" музыкант тех лет. Вагнер же напротив, борец за свободу и патриотические идеалы. Рассел проводит неоднозначные исторические параллели с персонажами своего фильма. Это является отображением личного отношения к истории Европы конца XIX и вплоть до наших дней. Интересной режиссерской находкой можно считать отображение реальности как переплетение эпох в одной взятой картине, что придает произведению историческую незаконченность и создает представление о перспективе. Подобный метод широко использовался в европейском средневековом художественном творчестве, для которого характерно совмещение прошлого, настоящего и будущего, подобно тому как на одной из картин Иоанн Креститель стоит перед царем, ему отрубают голову а его тело тут же уже лежит бездыханно.
   Средневековью было чуждо восприятие времени как лишенного личностной окраски, нейтрального и имеющего равномерную длительность. Чрезвычайно схожее свойство мы обнаруживаем в этой картине режиссера Кена Рассела. Также в этом фильме возникают комические эпизоды с готическими персонажами: вампиром, чудовищем Франкенштейна, сатаной, ведьмами и т.д. Так как фильм является музыкальными, не последнюю роль в нем играет звуковое оформление, составленное из произведений Вагнера, Мендельсона и других известных музыкальных деятелей в классической и современной (для конца ХХ столетия) обработках. Базируясь на настоящих исторических фактах, фильм тем не менее не является "сухим" и сугубо биографическим, а представляет из себя увлекательное и необычное зрелище, в котором 
реальные факты, вымысел, аллегорические события причудливо сочетаются. "Листомания» является достойным произведением Кена Рассела и в очередной раз ярко раскрывает нам талант режиссера.

"Дьяволы" (The Devils (1971))

   По признанию многих, эта картина является лучшим произведением Кена Рассела. Фильм выполнен в истинно расселовской стилистике и является прекрасным воплощением незаурядного таланта режиссера. Мистическая трагикомедия с элементами ужаса, фарса. Традиционно для Рассела сюжет построен на реальных событиях с глубоким творческим подходом в их переработке и отображении. Действие данного фильма разворачивается во Франции XVII в. на фоне жестокой борьбы католиков и протестантов. Равно как и во многих других фильмах Рассел создает замкнутую самодостаточную обстановку в которой происходят основные события, тем самым подчеркивая полноту и законченность исторического эпизода, в котором каждый персонаж по-своему предстает перед нами в одних и тех же условиях. Этот приём создает впечатление театральности и позволяет зрителю тоньше и глубже оценить характеры и поведение различных по образу героев, не прибегая к сложным аналогиям и не отвлекаясь на посторонние размышления. Так, в "Готике" – это замок лорда Байрона, в "Последнем танце Соломеи" – сцена театра, и т. п. Сейчас события развертываются в некотором городе, правитель которого, он же священнослужитель, повинуясь искреннему желанию сделать жизнь горожан лучше, вселить в них стремление к жизни и наслаждение ею, наталкивается на жестокое противоборство со стороны кардинала Ришелье и его подданных. Таким образом, фильм сатиричен по своей сути, но смех или улыбка в очень редких эпизодах могут появиться на устах зрителя...
   Сюжет фильма обличает католическую церковную доктрину, невежество, алчность, порочность и слабость человека. Вопреки ожиданиям, порожденным названием фильма, вы не увидите оккультных, сатанинских или языческих месс и жертвоприношений. Однако всё это в полной мере предстаёт перед нами как плод труда церковников, являющихся истинным воплощением ада на Земле. Как подтверждение этому, взору открываются пытки и казни еретиков, безумное изгнание дьявола, уничтожение протестантов - людей не подчинившихся католической власти. Дьявол предстает перед нами не как форма, связанная с сатанинскими ритуалами, а как содержание, сущность, спрятанная под обманчивую ширму католических ряс. Фильм изобилует сценами смерти. Создаётся ощущение, что смерть повсюду!!! Сжигание гор трупов на кострах, погребение в общих могилах, множество колесованных и распятых тел, обезображенные болезнями и насилием мертвецы, кровь и слезы – всё это органично дополняет образы и деяния главных героев.
   Как и в других своих фильмах, Кен Рассел создает почти сказочную нереальную картину, вселяющую чувство тревоги и страха в зрителя. В "Дьяволах" этому способствуют массовые психоделические сцены безумия, разврата, смерти. Звуковое оформление придает сильную эмоциональную окраску картине, основываясь на перепадах спокойных сцен с мягкой речью и мелодичной музыкой и страшных пыток и казней с кричащими, стонущими и ликующими голосами...
Просмотр фильма создает мрачное, паническое настроение. В силу специфики сюжета и таланта Кена Рассела, фильм силен по психическому воздействию на зрителя и глубине отображаемых образов.

"Клан" (Kindred: The Embraced (1996))

   Фильм о вампирах в современной трактовке. В некоторой степени фильм соответствует готической тематике. Весьма готичны величественные интерьеры, образы некоторых героев. Действие разворачивается в одном американском городе, где находится старый (для Америки) замок – классическое логово вампиров, особенно тех, которые хотят покорить мир. Печаль окутывает обитателей страшного замка, печаль и страх. Наиболее интересны образы любящей Александры, руководителя братства Джулиана и некоторых других. Их всех мучает тревога, одних тревога за свою жизнь, других тревога за участь всего клана. В очередной раз встают вопросы любви, смерти и вечной жизни. Особенно это заметно на примере отношений бессмертной Александры и обычного полицейского. Фильм способен вызвать слезу. Любовь вампира и человека – это тот краеугольный камень который в различных историях становится воплощением творческих идей авторов (Красавица и чудовище, Русалочка, и т.д.) Но трагична эта история. Александра погибает от несбыточной любви и страдания. В большей степени фильм рассказывает о жизни вампирских кланов и о их противоборстве чем о чем-то мистическом и таинственном. Постепенно фильм перерастает в тривиальный детективный сериал и со временем последний оттенок готики теряется в приторном вкусе боевика. Начало было весьма многообещающим.

"Стигматы" (Stigmata (1999))

   Грандиозный мистический триллер в очередной раз обращает наше внимание на проблемы истинности веры. Что есть Вера? "Господь в нас самих, а не в домах из дерева и камня." Фильм изобличает лживость и лицемерие официальной католической церкви. Церковь с самого момента своего зарождения не могла быть истинным оплотом веры, ибо грешны были помыслы церковников, ибо не было в них царства ГОСПОДНЕГО, а только алчность и чревоугодие, всё суета. Исказили они все заветы и поставили их себе на служение. В этом видится истинный перст Сатанинский. Именем Господа они угнетали свободу, инакомыслие, воздвигли удивительную по своим масштабам химеру, убедив треть человечества в своей правоте, навязав своё миропонимание, и теперь, когда неотвратимо надвигается разоблачение этих деяний, они всеми правдами и неправдами держаться за свой утопающий ковчег, за всю эту гигантскую пирамиду, которая неумолимо раздавит их своей собственной ложью. Господь молчит. Немы уста его и сомкнуты веки. Ждет ли он нашего собственного прозрения? А может это его очередная шутка?
   Это фильм именно о Вере, непоколебимой и несокрушимой, о Вере которой можно истинно восхищаться, потому что если и есть Господь, то он внутри нас. В природе людей создавать себе кумиров из дерева, камня, строить дворцы и ограждать себя различными ритуалами от безжалостных сил природы. Сыграть на этих чувствах может каждый, главное подловить момент и надавить на нужное место в сознании человека: на его страх. Так на страхах и невежестве людей средневековья вовремя сыграло христианство, предложив полновесную философскую концепцию, дающую ответы на все возникающие в то время вопросы, по-своему интерпретируя и излагая их. Социальные условия поздней античности заставляли перейти на рассмотрение этических вопросов. Зерно христианства упало на благодатную почву. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого, провозглашало единый для каждого смысл жизни. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостливый, всесправедливый и всеправедный. Не это ли утопия, которую жаждет все человечество? Очень простое решение всех проблем: снять с себя всю ответственность и переложить её на Всевышнего. Так получите за милу душу!!! Наслаждайтесь ею, будьте счастливы в своём неведении!!! Понятно, что злоупотребление религией не имеет ничего общего с истинной верой, и об этом данный фильм. Однако находятся такие смельчаки, которые, игнорируя животный страх и чьи-то запреты, пытаются найти ту единственную истину, ради которой, возможно, и стоит жить в этом бренном поганом мире!!! Это фильм о таком человеке.
   Картина пронизана таинственными звуками и мистическими эмоциональными сценами. Расследование таинственных событий ведет католический исследователь в исполнении Габриеля Бирна. Многое придется открыть ему. Своим расследованием он противопоставляет себя официальной католической церкви. Но он добьется истины ценой неимоверных усилий. Это расследование будет пугающим, но интересным.

"Конец света" (End of Days (1999))

   Мир стоит на пороге третьего тысячелетия. Христианская общественность ждет момент, когда разверзнутся врата Ада и темная сила захлестнет человечество и окутает его смертью и страданием. Примечательно в этом фильме участие Габриеля Бирна, уже известного по фильмам "Готика" и "Стигматы". Несколько другого плана досталась ему роль в этом фильме. Теперь же он сам Дьявол, против которого ожесточенно борется Арнольд Шварценеггер. Сюжет весьма тривиальный. Спасти мир и победить Сатану может только один герой с грудой мышц и детским наивным мышлением. И конечно же никак нельзя было обойтись без спасения очаровательной незнакомки. Шварценеггеру пришлось буквально вырвать её из лап похотливого сатаны, не позволить стать матерью его ребенка. Удивительным отличием этого фильма от тривиального боевика является то, что в конце финальной схватки Шварценеггер победит Сатану, не таким образом: весь усталый, израненный, истекающий кровью, обернется герой к притаившейся за грудой обломков спасенной жертве, обнимет ее, поцелует, заиграет бравурная музыка и они пойдут как герои, затеняемые пробегающими титрами, навстречу "вовремя" подоспевшей "кавалерии" полицейских... Не тут то было! Для изгнания Дьявола Шварценеггер героически пойдет на жертву своей жизни и тем самым спасет Мир. Вот это способно навернуть слезу. Вообщем, весьма сносный блокбастер, фильм изобилует красочными сценами перестрелок, погонь и взрывов, очень даже приличное мистическое музыкальное оформление. И как уже понятно – всё закончится "в нашу пользу".
Albert V. Mer

(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999

..