Faust (a.k.a. Lekce Faust, a.k.a. Lesson Faust) (1994)

Faust Video Cover

В Главных Ролях:

Петр Чепек (Petr Cepek) ...Фауст (Faust)
Ян Краус (Jan Kraus)
Владимир Кудла (Vladimir Kudla)

Petr Cepek Jan Kraus

Режиссеры:

Jan Svankmajer Ernst Gossner Ян Шванкмайер (Jan Svankmajer) и Эрнст Госснер (Ernst Gossner)

"Когда любая цивилизация чувствует приближение своего конца, она возвращается к своим истокам в попытке понять, могут ли мифы, на которых она основана, быть по-новому интерпретированы, дабы наделиться новой энергией и предотвратить грядущую катастрофу. Миф о Фаусте является одним из ключевых мифов этой цивилизации, и его интерпретации многочисленны. Мой Фауст намеревается стать одной из этих трактовок..." /Ян Шванкмайер/

Миф о Фаусте, в частности бессмертное творение Гёте (J.W. von Goethe), имеет довольно большое количество воплощений в разных видах искусства. Драматурги, композиторы, художники, писатели берут за основу сие произведение, воссоздавая оригинал либо всячески его видоизменяя. Кинематограф, ввиду своей молодости,Still 1 несколько уступает в этом отношении, но и здесь заметен интерес к этой мистической трагедии. Первое обращение к теме на совести великого Жоржа Мельеса (Melies) - 1897ой ("Faust and Marguerite"), всего через год-полтора после "рождения" кт/ф. Затем Л`Эрбье (L'Herbier), Мурнау (Murnau) и другие... Даже опус Юзны (Brian Yuzna) где-то отдаленно уходит корнями в эту легенду. Вне зависимости от конечной цели, каждый добавляет к оригиналу нечто свое. Не исключением стала и вторая полнометражная работа знаменитого чешского режиссера и аниматора Яна Шванкмайера, первая его картина, участвовавшая в Каннском кинофестивале. "Фауст" Шванкмайера является скорее реализацией собственных идей посредством произведения Кристофера Марлоу (Marlowe) "Doctor Faustus", оперы Шарля Гуно (Gounod), гётевского шедевра и других менее известных источников, т.е. качественно новым произведением на основе переплетения и модификации существующих. Все это сопровождается музыкой Иогана Себастьяна Баха (J.S. Bach) и Шарля Гуно.

История начинается с путешествия главного героя до дому, в продолжение которого происходит серия странных событий. Поначалу они кажутся связанными лишь косвенно, но затем становятся одним целым: два субъекта раздают на улицах листовки, содержащие некую карту местности с обозначением конечной цели и странным символом; Still 2 странный, "давящий" эпизод с куклой, которой дверьми ломает голову; черная курица в квартире героя; пустое яйцо в буханке хлеба и т.д. Эти происшествия возбуждают у героя интерес к уже виденной карте, предусмотрительно присланной ему по почте. Два субъекта (Корнелиус и Валдес (Cornelius & Valdes)) будут вовлечены в авантюру основного персонажа на протяжении всего действа. Более того, они будут частью этой авантюры, которая и превратит жизнь героя в сюрреалистическое действо, примешивая к реальному эго роль Фауста.

Фильм в целом представляет собой своего рода мистическую драму, оккультную и необычную. Последнее заключается в том, что, будучи профессиональным и, без сомнения, талантливым аниматором, Шванкмайер привносит эти самые анимационные навыки в реализацию сюжета. Более того, практически все ключевые и наиболее впечатляющие эпизоды являются именно пластилиновой, либо кукольной анимацией, вживленной в реальное пространство (подобные идеи впервые начал воплощать Чарльз Бауэрс (Charles Bowers) еще на заре развития кт/ф). Причем введена она настолько умело, что лишь снижение количества фаз движений на секунду в анимации пластилина первое время выделяет ее. Но только первое время... Хотя сложность метода покадровой съемки и сказывается на результате, но вскоре эта "дерганость" приобретает своеобразный шарм, ибо сами модели выполнены на высоте. Чего стоит одна лишь сцена рождения ребенка в колбе... 

С кукольной анимацией все несколько проще. Здоровые, человеческого роста куклы приводятся в движение либо как марионетки, либо актером, заключенным в их деревянную броню. Как рассказывал сам Шванкмайер, особенностьStill 3 здесь в том, что каждая модель существовала в нескольких вариантах - в человеческий рост, для вживления в реальную среду, и в миниатюре - для управления "с потолка". Причем автор и не скрывает эти "двигатели" - руки, управляющие марионетками; более того, он использует их в дальнейшем. Например, когда кукла, всегда приводимая в движение человеком "с потолка", вдруг начинает двигаться совершенно самостоятельно. Интересно то, что в отдельных эпизодах режиссер работал с актером точно так же, как и с анимационным объектом, что хорошо заметно, например, в сценах с пластилиновым Мефисто, трансформирующимся в героя.

Кроме прочего, фильм пронизан весьма мрачным юмором, скорее даже сатирой, характерной для всего творчества режиссера. 

"Я верю, что Фауст является одним из базовых морфологических и архетипичных примеров, когда личности и цивилизации сталкиваются друг с другом. Рано или поздно каждый встает перед одной и той же дилеммой - либо Still 4 жить своей каждодневной жизнью, полной смутных обещаний "счастья" существования в обществе, либо восстать и уйти от цивилизации, не думая о последствиях. Второй путь всегда заканчивается крахом личности, в то время как первый - крахом человечества в целом. Или все наоборот? Противоположность не имеет никакого различия, когда дело касается трагедии человеческой судьбы" /Ян Шванкмайер/

Практически всегда самым главным (и самым сложным) вопросом после просмотра авторского кино становится "Что же хотел сказать зрителю создатель?". Стоит начать с того, что мы так ничего и не узнаем о герое как о социальной единице. Ни имени, ни рода занятий… Он впервые появляется из толпы - обычный "серый" пражский прохожий. Почти у самого входа в обозначенный в листовке дом его едва не сбивает с ног другой безызвестный пражский житель, в испуге бегущий в обратном направлении. Здесь автор устанавливает ключевую точку, в которую он зациклит весь сюжет, ибо в финале сам герой будет также бежать мимо третьего пражца. Налицо что-то вроде притчи - некий абстрактный человек попадает в некую ситуацию. И любой другой человек, поступая аналогично, повторит его путь.

Но что это за ситуация? Что внутри этого цикла? Здесь мнения неизменно будут расходиться, что в порядке вещей. Не суть главное докопаться до истинной идеи автора, но создать свою и подтвердить ее на основе предложенного.Still 5 Кто-то, вспоминая его более раннюю работу "Смерть сталинизма в Богеме" ("The Death of Stalinism in Bohemia", 1990), приписывает "Фаусту" критику государственного устройства, теперь демократии. Я здесь вижу предостережение против заглядывания в те области непознанного, которые не сможешь контролировать. Которые, воспользовавшись твоей малейшей слабостью, обратят тебя в свою марионетку, разорвать нити которой можно лишь ценою жизни. И это самое непознанное вечно будет притягивать людей к себе.

Фильм содержит огромное количество чарующих деталей, философия которых может предоставить множество приятных минут для размышлений, а для кого-то и дней ;) Например, вопрос "Почему Дьявол в фильме принимает обличие главного героя?". В своем интервью Шванкмайер дает ответ на этот вопрос, но гораздо интереснее выяснить ответ самому, как и ответы на множество других "мелочей". Посему фильм "Фауст" этого "алхимика кино" рекомендуется для просмотра всей заинтересованной публике, хотя почитатели Гримуара не найдут в нем ничего для себя нового.
Sagroth
Rating - 5 Rating - 5 Rating - 5 Rating - 5 Rating - 5

Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:

- Neco Z Alenky (a.k.a. Alice) (1988) - Алиса

Photos Copyright Of Their Respective Owners

(c) 1999 Russian Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999

..