Freaks (a.k.a. Forbidden Love, a.k.a. The Monster Show, a.k.a. Nature's Mistakes) (1932)
Может ли полноценная женщина по-настоящему любить КАРЛИКА?
Самая необычная... Самая поразительная человеческая история когда либо показанная на экране... Не побоитесь ли вы поверить в то, что видят ваши глаза?
В Главных Ролях:
Уоллес Форд (Wallace Ford) ...Фрозо
(Phroso)
Леля Хаймс (Lelia Hyams) ...Венера (Venus)
Ольга Бакланова (Olga Baclanova) ...Клеопатра (Cleopatra)
Харри и Дэйзи Эрлз (Harry & Daisy Earles) ...Ганс (Hans) и Фрида
(Frieda)
Режиссер:
Тод Браунинг (Tod Browning)
"В давние времена все, что отклонялось от понятий нормального, считалось дурным знаком или воплощением зла...
Никогда снова подобная история не будет снята, так как современная наука и тератология быстро устраняют подобные ошибки природы с лица земли".
[Из предисловия к фильму.]
Как это часто случается, женские чары способны толкнуть мужчину на совершенно необдуманные поступки, которые при обычных обстоятельствах ему бы и в голову не пришли, погрузить его в водоворот событий, авантюр и, более того, полностью перевернуть всю его жизнь. Но грех утверждать, что подобные водовороты обычно заканчиваются вечным сном на илистом дне...
Будучи шестнадцати лет отроду, юный Тод Браунинг покинул небедный семейный очаг, охмуренный танцовщицей из бродячего цирка. В этом самом цирке он попробовал себя в ряде различных ролей, что в конце концов привело его в кино.
После ряда довольно успешных фильмов, в 1932-ом, уже получив негласный титул "специалиста фильмов ужасов", он снимает одну из своих самых знаменитых и скандальных лент - "Уродцы". Именно здесь сказываются его юношеские цирковые "забавы" вкупе с многолетним "черным" опытом.
"Мне понравился сценарий, и меня повели знакомиться с остальным актерским составом, попросив не падать в обморок. После того, как меня представили этому странному коллективу… Я не могла смотреть. Хотелось лишь плакать..." [Из интервью с Ольгой Баклановой]
При всем уважении к таланту знаменитого американского режиссера и нисколько не умаляя его творческих способностей, надо отметить, что основным аспектом в знаменитости картины стала ни работа автора, ни операторское мастерство, ни что-либо подобное... Но набор в качестве основных действующих лиц настоящих "ошибок природы" со всего мира.
Карлик появился в фильме Браунинга еще задолго до этого, а именно в "Нечестивой троице"
("The Unholy Three", 1925) - актер Харри Эрлз, который исполнил одну из главных ролей и в рассматриваемом произведении
(физиологические уродства присутствуют и в фильме "Неизвестный"
("The Unknown", 1927)). Кроме него самого, в "Уродцах" присутствует его сестра - Дэйзи Ирлз, сиамские близнецы Дэйзи и Вайолет Хилтон
(Daisy & Violet Hilton), лишенный конечностей Принс Рандиан
(Prince Randian), "половина актера" кино и шоу (по распиливанию человека пополам ;)) Джонни Экхард
(Johnny Eckhardt) и другие карлики, безрукие, безногие, деформированные и оригиналы вроде женщины с бородой и полуженщины-полумужчины). Самым запоминающимся персонажем для меня стала Шлице
(Schlitze) - как указано в титрах, "играет сама себя", хотя позднее стало известно, что в действительности это не она, а он (играл еще в паре более поздних фильмов).
Сразу нужно оговориться, что Браунинг снял не похабное кино, пестрящее уродствами и смакующее их, но драму личности, заключенной в оболочку с патологическими дефектами. Таким образом, по замыслу "Уродцы" более всего напоминает "Человека-слона" Дэвида Линча
(David Lynch, "The Elephant Man", 1980) - точнее, последний напоминает "Уродцев".
На сегодняшний день сюжет не выглядит особенно оригинальным, но и не банален. Сценарий был написан Уиллисом Голдбеком
(Willis Goldbeck) по новелле Кларенса Роббинса (Clarence
Robbins) "Spurs" (права на которую стоили $8000). Из вступительного текста мы узнаем о существовании некоего негласного правила среди общества уродцев, что-то вроде девиза трех мушкетеров "один за всех и все за одного" - "обида, нанесенная одному, воспринимается как обида, нанесенная всем, а счастье одно - как счастье всех", которое неукоснительно ими соблюдается. Действенность этого правила доказывает своим посетителям владелец шоу уродов - на примере истории одной некогда красивейшей женщины, посмевшей переступить черту морали этого обособленного сообщества.
Тут, собственно, начинается основной сюжет. Перед нами открывается жизнь передвижного цирка, в котором, наряду с акробатами и клоунами, публику веселят субъекты с вышеперечисленными "достоинствами". За все предыдущие годы существования кт/ф, монтаж, параллельный развивающемуся ходу событий, уже, видимо, приелся зрителю и самим режиссерам, поэтому все реже действо крутится вокруг одного и того же персонажа (или группы персонажей). Способ
повествования в "Уродцах" несколько напоминает современный сериал, разве что пространство происходящего ограничивается одним местом действия, а хронометраж - приблизительно шестьюдесятью минутами. Мы наблюдаем за взаимоотношениями различных групп персонажей: Фрозо и Венера; Ганс и Фрида; Клеопатра и Геркулес; сиамские близнецы и их мужья и так далее. И на протяжении всего фильма эти сюжетные линии множество раз пересекаются в различных последовательностях, пока не сходятся в едином финале.
Итак, помолвка карликов - Ганса и Фриды - переживает свои не самые лучшие времена, ибо красавица-акробатка Клеопатра нашла в лице "отвратительного урода" не только обожателя, но и щедрого спонсора, балующего свою возлюбленную роскошными дарами. Она пользуется этим "подарком судьбы" и за его счет развлекается с великаном Геркулесом
(Hercules). Вскоре Клео случайно узнает об огромном наследстве, ожидающем Ганса. Понятное дело, такая натура, как Клеопатра, тут же разрабатывает план по перемещению денег из карманчика ослепленного любовью карлика в свой, причем не с самым заманчивым для последнего исходом. И ей бы это удалось, если бы она не вела себя столь неосторожно и открыто враждебно по отношению к "нестандартному" коллективу, руководствующемуся вышеизложенным правилом.
В наше с вами время, особенно после прогулок по московскому метрополитену, да и вообще по любым общественным местам (тут я, конечно, преувеличиваю ;)), фильм не производит того впечатления, которое он наложил на публику тридцатых. Для "Уродцев" тогда начались черные дни. Браунинг был вынужден пойти на серьезные сокращения, цензуру и т.д. Но лента по ряду не самых очевидных причин все равно попала в немилость.
Во-первых, заказ на постановку и бюджет всецело исходили от одной из крупнейших киностудий в истории кт/ф -
MGM, зарекомендовавшей себя как киностудия "очаровательного" кино, никогда ранее не имевшей дела с horror-жанрами. Понятное дело, что "Уродцы" стали слишком резким пятном в фильмографии компании.
Во-вторых, публику и самих магнатов шокировала теснота взаимоотношений между людьми нормальными и "не очень": это и сама женитьба Клеопатры и Ганса, и поцелуй мужчины одной сиамской близняшки, наслаждение которой передается другой близняшке, и другие эпизоды. Т.е. в понятиях людей того времени, Браунинг переступил моральную черту - в период съемок большая часть персонала взбунтовалась из-за длительного сосуществования с необычными актерами.
В-третьих, бытует мнение, что Майер (Mayer), глава кинокомпании, углядел в маленьком Гансе пародию на себя любимого: большой капитал, уважение и зависимость окружающих (в данном случае Клео и Геркулеса), увлечение
сигарами... А во всем цирке - пародию на MGM и, ни много ни мало, на Голливуд в целом. Не знаю, как обстояли дела в действительности, но Майер возненавидел фильм и дал указания похоронить проект.
Но тут магнату предложил контракт на 25-летние права на фильм некий Дуэйн Эспер
(Dwain Esper). Получив весь съемочный материал, этот режиссер перемонтировал его с добавлением нового в своего рода аттракцион уродов и выпустил под броскими названиями "Ошибки природы"
("Nature's Mistakes"), "Запретная любовь" ("Forbidden
Love"), "Шоу монстров" ("The Monster Show").
Вернув права на "Уродцев", в 1962-ом MGM снова показывает его, уже в Каннах, где фильм получает высочайшие оценки. Тяжкая история картины заканчивается приобретением прав на нее не нуждающимся в представлении Антоном ЛаВеем
(LaVey), переиздавшем ее в финальном на сегодняшний день варианте.
До сих пор рассматриваемый фильм остается единственным в своем роде, хотя и выходят такие клоны, как "Уродина" Дэвида Фридмана
(David Friedman, "She-Freak", 1967). Но в отличие от оригинала, "атрибуты" персонажей этого опуса - чистейший
make-up, да и сам сюжет основывается не на драматическом ходе событий, но является потехой, поэтому рекомендуется лишь любителям "зрелищных" физиономий.
Кстати, продолжая разговор о "прогрессе" моральных устоев в современном обществе и заканчивая тему отношений к "ошибкам природы", хочу упомянуть слышанную одним ухом новость (двухгодовалой свежести ;)) о съемке экстрим-порнографии с уродами в качестве актеров - "Поцелуй волчицы". Таким образом, можно утверждать, что кинематограф сегодня способен предложить действо на рассмотренную тематику для любого слоя зрителей.
Sagroth
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
Совсем недорого натяжные потолки в барнауле для всех клиентов. ..