Gothic (1986)
В Главных Ролях:
Гэйбриэл Бирн (Gabriel Byrne) ...Лорд Джордж Гордон Ноэл Байрон
(Byron)
Джулиан Сэндс (Julian Sands) ...Перси Биши Шелли (Persi
B. Shelley)
Наташа Ричардсон (Natasha Richardson) ...Мэри Шелли (Mary
Shelley)
Мириам Сир (Myriam Cyr) ...Клер Клермон (Claire Clermon)
Тимоти Сполл (Timothy Spall) ...Доктор Полидори (Dr.
Polidory)
Режиссер:
Кен Расселл (Ken Rassell)
Фильм "Готика" или "в готическом стиле" да и само имя Кена Расселла не очень хорошо известно широкому кругу поклонников киноискусства. Однако этот британский режиссер - один из самых ярких и экстравагантных авторов современности не перестает изумлять публику уже три десятилетия. "Готика", как, впрочем, и другие работы Расселла не рассчитаны на вкус широкого зрителя. Рекомендуются к просмотру: классика по Брэму Стокеру
"The Lair Of The White Worm" (1988) и средневековая фантасмагория
"The Devils" (1971).
Фильм воскрешает события начала прошлого столетия. В 1816 году лорд Джордж Ноэл Гордон Байрон покидает Англию и поселяется на берегу Женевского озера в Швейцарии на вилле Диодатти. Здесь он встречается с П.Б.Шелли и становится его другом. Это был, наверное, самый мрачный и гротескный период жизни Байрона, его настроение выразилось в поэмах "Шильонский узник", "Манфред", стихотворении "Прометей". Именно этому периоду жизни Д.Байрона и П.Шелли мы обязаны не только появлению в культурном обиходе термина "Готическая атмосфера" но и приданию ему современного смысла, как атмосферы меланхолической, близкой к депрессивной. Их творчество и романтизм в целом усилили интерес к Готике, вошедшей в круг основных источников духовных традиций человечества.
Сюжет фильма начинается с приезда на виллу Байрона Перси Шелли со своей незаконной женой Мэри и ее сводной сестрой Клер Клермон (Годвин). До них на виллу уже прибыл эксцентричный доктор Полидори - биограф Байрона, который, как не трудно догадаться, является и его любовником, что, впрочем, не мешает ему увлечься Шелли. Расселл воссоздает картину одной кошмарной ночи, когда алкоголь, опиум и пресыщенность дают им странную идею - вызвать к жизни свои самые потаенные страхи. Что они с успехом и воплощают с помощью мистической книги "Фантасмагория", вызывающей духов загробного мира. Ночь, полную видений, кошмаров и наркотических галлюцинаций, блестяще воскресил Расселл в своем ярком, непревзойденном стиле, полном неожиданных образов, визуальных эффектов и, конечно же, неожиданных развязок.
Знакомство с Байроном оказало огромное влияние на творчество его друзей. Под впечатлением произошедших событий Мэри Шелли пишет своего "Франкенштейна", у Полидори же оно проявилось в задуманной той ночью романтической легенде "Вампир".
Подход Расселла к киноискусству, да и к передаче действительности вообще, достаточно сложен. Трудно судить о подлинности описанных им событий но, несомненно одно - необычный сюжет дал простор безграничной фантазии автора, и его мастерство в этом фильме проявилось наиболее полно. Знаковой, в смысле восприятия картины, является склонность режиссера оценивать события с какой-то совершенно безумной, даже, вернее, мистико-фантасмагорической точки зрения, вызывающей соответствующие ощущения у зрителей.
Фильм по праву можно назвать завораживающим. Начав смотреть, уже не можешь оторваться. Завораживающим потому, что сам видеоряд, киноэстетика Расселла необычайно готична. Как я понимаю, Расселл не случайно выбрал главных героев. К тому же в то время трагическое мироощущение Д.Байрона и П.Шелли особенно углубилось, что нашло отражение в их лирике. Яркий индивидуализм, подчеркнутая разочарованность в общественной жизни, особый интерес к необычным и экзотическим местам, постоянная мрачность и меланхолия, возведенная в разряд нравственного подвига - вот чем характеризовался Байрон того времени. Естественно попытка Расселла заглянуть в их внутренний мир, вызвать к жизни все самые невероятные страхи и фантазии не могла не повлиять на чувственно-эстетическое восприятие фильма. Именно их присутствию мы обязаны особенному темному очарованию фильма, приданию ему некоторой экзотической и меланхолической красоты.
Сделанная первоклассным режиссером, с завидной последовательность ставящим своей целью каждым новым фильмом все больше шокировать зрителя, "Готика" все же, прежде всего, является своеобразной интерпретацией литературы, снятой в эксцентричной и яркой манере, достоверно изображающей богемный стиль жизни того времени.
Вот, собственно, я и пришел к тому, что хотел сказать. Фильм, несомненно, очень атмосферный. Неординарный визуальный ряд создан так, что тягучая атмосфера, в которую погружаешься с начала фильма, постепенно затягивает, и уже выводят из этого состояния только отдельные сцены, снятые просто с шокирующим натурализмом и способные вызвать судороги отвращения даже у самого искушенного зрителя. Вся окружающая обстановка несет в себе оттенок некой декадентности, меланхолии и смерти, идеально гармонируя с общим настроением фильма. А само действие снято в достаточно необычной, характерной цветовой гамме, что только усиливает ощущение ирреальности происходящего. Но, несмотря на все это - фильм достаточно динамичный, атмосфера, насыщенная кровью, эротикой и убийствами искусно нагнетается, а снято так красиво, что порой захватывает дух.
Работа оператора выше всяких похвал. Актеры, особенно Д.Сэндс и Г.Бирн
("Stigmata") играют просто великолепно. Но все эти достоинства каким-то таинственным образом ускользнули от внимания критиков. Картина при выходе получила, пожалуй, даже слишком низкие и крайне вялые оценки, но, несмотря на это, фильм, как мне кажется, производит нужное впечатление, имея свое собственное неповторимое очарование.
Рекомендуется к просмотру широкому кругу поклонников киноискусства.
Kai
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..