House Of 1000 Corpses (2003)
Самое шокирующее рубилово в
мире.
Кое-кто не хотел, чтобы вы увидели этот фильм.
Обратной дороги нет!
В Главных Ролях:
Сид Хэйг (Sid Haig) ...Капитан Сполдинг (Captain
Spaulding)
Билл Мосли (Bill Moseley) ...Отис Дрифтвуд (Otis Driftwood)
Шери Мун (Sheri Moon) ...Крошка Файрфлай (Baby Firefly)
Карен Блэк (Karen Black) ...Мамаша Файрфлай (Mother Firefly)
Режиссер:
Роб Зомби (Rob Zombie)
Известный
американский рок-музыкант Роб Зомби всегда был большим поклонником и знатоком
cult/horror/exploitation кино, причем не только своего родного, американского,
но и европейского. Такие имена, как Тоб Хупер, Лючио Фульчи, Дарио Ардженто
или, к примеру, Джордж Ромеро были для Роба не пустым звуком, а ласкали его
слух и взгляд дивными картинами экстремального насилия, садистскими убийствами
и нечеловеческими воплями несчастных жертв. Однако ситуация с подобного рода
фильмами в американском кинематографе 90-х Роба (равно как и всех остальных
horror-фанатов) отнюдь не радовала, и, будучи не просто поклонником подобного
рода кино, но и человеком довольно влиятельным в мире "большого шоу-бизнеса",
Зомби решил исправить ситуацию собственноручно, для чего в срочном порядке
засел за написание сценария. Было это в далеком 1999-м году. Довольно скоро
сценарий, озаглавленный "Дом Тысячи Трупов", был готов, и следующий шаг Зомби
был вполне логичным - он отнес свеженаписанный манускрипт исполнительным
директорам Universal Studios. Почему именно туда? Да потому, что музыкальный
проект Зомби издавался на подразделении Universal "Geffen Records", и так как
руководство студии знало, что на Робе вполне можно "варить бабло", шансы на
реализацию его кинематографического дебюта возрастали многократно. Так оно и
случилось -
студия прочла и одобрила сценарий и выделила Робу на постановку
семь миллионов долларов, бюджет довольно скромный, зато гарантировавший Зомби
полную творческую свободу - что ему и было надо. Работа закипела, и "кипела"
она довольно активно, после чего в середине двухтысячного года довольный своим
детищем Зомби пригласил руководство Universal на тестовый просмотр своего
фильма..., с которого топ-менеджеры корпорации вышли с осунувшимися и
мрачно-непробиваемыми лицами. Не спасли положение и многочисленные "порезы",
которые Роб сделал в попытке угодить кино-боссам, и в начале 2001 года одна из
руководителей студии, Стэйси Снайдер (Stacey Snider), официально заявила
прессе, что фильм Роба в кинопрокат Universal выпущен не будет по причинам
вполне очевидным - лента оказалась настолько "садистски-извращенной", что
студия не захотела ставить свой лейбл на эту продукцию, скрывшись за
формальными "отмазками", что "даже сильно порезанный фильм не получит рейтинга
ниже NC-17, что сделает для нас маркетинг и дистрибуцию фильма невозможным".
Милостиво разрешив Робу полностью выкупить права на фильм, Universal
избавилась от "неудобной" ленты в своем каталоге, а у Зомби оказалась на руках
картина, для которой он активно стал искать театрального дистрибьютора,
попутно подогревая интерес фэнов и всячески рекламируя фильм на своих
концертах путем показа видеонарезки из оного. В конечном итоге, после почти
года поисков, на горизонте "нарисовалась" студия MGM, выразившая желание
приобрести права на фильм и организовать его театральную дистрибуцию при
условии, что Зомби "дорежет" фильм до "приемлемого" рейтинга R. MGM дала
денег, и Роб снова засел в монтажной, урезая потоки насилия до рамок
"приемлемого" рейтинга, и в конечном итоге через месяц он предоставил версию
картины, которая прошла сертификацию, но... Но MGM все же отказалась от своих
первоначальных планов, и Роб снова остался ни с чем, равно как и фэны, которые
уже, если честно, просто устали ждать выхода фильма. Казалось бы, уже все,
жизнь кончена, фильм никогда не
увидит темных залов американских кинотеатров,
и пора перестать надеяться на свет в конце туннеля и пускать картину прямиком
на видео... Но тут, как черт из табакерки, появился "независимый мейджор" из
Канады, студия Lions Gate's Films, которая предложила Робу контракт на
реальную театральную дистрибуцию его картины с последующим выходом оной на
видео. Причем контракт предусматривал такие условия: в кино будет "крутиться"
порезанная "R-версия", а на видео пойдет "Unrated Director's Cut". Такие
условия Роба более чем устраивали, и весной 2003-го года фильм наконец-то
появился на американских (и некоторых мировых) киноэкранах, собрав за свой
прокатный период довольно неплохие для такого рода кино деньги - более
двенадцати миллионов долларов.
Так, выяснив непростые перипетии
создания ленты, пора рассказать немного и о самом кино, сюжет которого таков:
30 Октября 1977-го года. Американская глубинка. Четверо тинейджеров в машине
(две пары, мальчик-девочка, разумеется ;)) заезжают ночью на захолустную
стоянку заправиться бензином, а заодно и прокатиться по "галерее ужасов"
капитана Сполдинга, неприятного старикашки с гнилыми желтыми зубами и в гриме
разлагающегося клоуна, который рассказывает и показывает леденящие душу
события из жизни знаменитых маньяков-убийц. Одного из парней сильно "проперла"
история про местного маньяка по прозвищу "Доктор Сатана", который якобы
вскрывал заживо пациентов местной психиатрической клиники и которого повесили
в лесу неподалеку. Попросив капитана Сполдинга нарисовать план проезда к месту
повешения "доктора Сатаны", ребята отправились ночью под дождем к этому месту,
по дороге прихватив симпатичную "country-girl" попутчицу, которой ехать было
как раз по пути. По дороге у машины спустило колесо (не без посторонней
помощи), и симпатичная попутчица пригласила молодых людей к себе домой в
гости, пока ее брат не отбуксирует машину и не поставит "запаску".
Горе-путешественники согласились, и это оказалось их последним необдуманным
решением в этой жизни...
Во время просмотра этого фильма у
настоящего поклонника exploitation horror'a душа просто безумно радуется, ибо
Роб выполнил свою "домашнюю работу" на «отлично»! Самые очевидные параллели в
этом кино проведены, конечно же, с классической "Резней Бензопилой По-Техасски"
(The Texas Chain Saw Massacre (1974)) Тоба Хупера, но в общем и целом это
просто очень грамотная компиляция большинства тем и сюжетных ходов
exploitation horror'a семидесятых и самого начала восьмидесятых годов прошлого
века, когда кинематографисты уделяли внимание не "развитию
характеров" и не
"сюжетной целостности произведения", а безостановочной резне всех без
исключения персонажей в как можно более брутальных и кроваво-натуралистических
подробностях. Собственно говоря, именно такой фильм мы и имеем в лице "Дома
Тысячи Трупов" - сюжет тут исключительно утилитарен и служит лишь одному -
дать "формальный" повод для показа кровавой вакханалии безостановочной резни и
клинического безумия в обрамлении декораций опустившейся быдловской фермерской
глубинки и ее дегенеративных обитателей. Даже с "приемлемым" рейтингом R
уровень насилия и безумия тут зашкаливает за все рамки, а жестокий цинизм,
чернейший юмор и явный антиамериканизм (чего только стоят рассуждения одного
из "маньяков" на тему его собственного, личного нонконформизма и тлетворного
влияния американского общества потребления на человека...) фильма заставляет
серьезно уважать Роба Зомби, который не побоялся остаться поистине независимым
кинематографистом в ванильном мире "политкорректности и корпоративного
стандарта"! А уж оригинальный "непорезанный" вариант картины так и вообще
должен сбивать с ног наповал, ведь чтобы добиться R-рейтинга, Робу пришлось
сократить ленту аж на 20 минут!
Помимо культурной ценности данной ленты
для сердца любого "знающего человека" (читай, поклонника культа и хоррора),
фильм на самом деле очень хорошо снят, чего многие от Зомби не ожидали. На
всем своем протяжении картина использует множество различных стилистических
приемов, среди которых самый эффектный split-screen (когда два параллельно
развивающихся действия показываются на экране одновременно на правой и левой
его половине) и различные псевдо-документальные кино-, видео- и телевизионные
вставки, появляющиеся всегда к месту, чтобы еще больше усилить психологическое
давление на зрителя, как ржавый гвоздь вгоняя в его мозг все новые и новые
порции безумия. Фильм очень динамично смонтирован и практически не теряет
изначально заданного темпа, и хотя в некоторых местах картина немного
"подтормаживает", общее впечатление от этого не портится. Естественно, как и
положено в таком кино, различного рода кровавые спецэффекты и грим выглядят
очень натуралистично, и тут никаких претензий к картине также быть не может -
трупы выглядят как трупы, внутренности - как внутренности, разделка "по
живому" впечатляет, а всеразличные уроды и прочие "неприятности" реально
неприятны. Что же касается актеров, то они делают свою работу очень и очень
неплохо, хотя особенно выделяются на общем фоне три персонажа - безумный клоун
капитан Сполдинг, игривая дочурка-садистка крошка Файрфлай, и главный идеолог
семейного движения за нонконформизм - Отис Дрифтвуд (поклонники до сих пор
помнят великолепный перформанс Билла Мосли во второй части "Техасской Резни",
и здесь он не хуже ;)). Также еще можно отметить появление великана Мэтью
МакГрори (Matthew McGrory) в роли обгорелого верзилы
"Малыша" (Tiny).
Естественно, музыкальное сопровождение ленты состоит из композиций сочинения
Зомби (все-таки по своей "первой профессии" он музыкант) и надо снова отдать
Робу должное - музыка в этом фильме звучит очень грамотная и подходит для
картины на все сто процентов, хотя я и не уверен, что отдельный саундтрэк,
который, естественно, вовсю продается, без видеосопровождения будет
восприниматься так же эффектно.
Абсолютно очевидно, что "Дом Тысячи
Трупов", мягко говоря, "кино не для всех", и особенно этот фильм понравится
многочисленной армии поклонников "настоящих ужасов" семидесятых, начала
восьмидесятых годов прошлого века. Очень хорошо, что Зомби дебютировал в
большом кино, ибо очевидно, что человек не только является большим поклонником
и знатоком horror/cult/exploitation кинематографа, но и талантливым
режиссером, который прекрасно знает, ЧТО нужно хоррор-фэнам, и, что даже более
важно, КАК это сделать и в каком виде преподнести. Уже за один факт того, что
в начале двадцать первого века в широкий американский прокат выходит фильм,
подобные которому не снимались уже лет двадцать, Зомби нужно поставить
памятник при жизни и соорудить почетную звезду на Голливудской аллее славы,
хотя я уверен, что в его фильмах (а у музыканта уже находятся в разработке
следующие кинопроекты) никогда не будет слащавых голливудских "хэппи-эндов",
как нет оного в его дебютной ленте...
Сергей Меренков
Памятные цитаты:
Отис: Это все правда. Маньяк существует, и вы
его нашли.
Капитан Сполдинг: Я знаю, в чем твоя проблема. Ты думаешь, что мы тут в
деревне все такие тупые? Так? Ну так седлайте моего мула, я собирается
поучиться хорошим манерам, ах-ха-ха-ха-ха, придурок!
[крики]
Отис: Заткнись!
[крики]
Отис: Я сказал заткнись, мать твою!
[крики]
Отис: Слушай, ты, пустоголовая Барби из среднего класса, я тут работаю!
Работаю! Ты когда-нибудь в жизни работала? Разумеется да! Продавала летом
мороженое своим тупорылым друзьям! Так вот я не ношу носки с Микки-Маусом на
одной стороне и Дональдом Даком на другой. Я не читаю книжки! Люди приходят и
уходят, но кровь... остается навечно!
Капитан Сполдинг: Мне нравятся бабы в теле. Знаете, как говорится, чем мягче
лежать, тем лучше вставлять!
Капитан Сполдинг: Черт! Этот сукин сын забрызгал кровью мой лучший клоунский
костюм!
Крошка: Я отрежу тебе сиськи и запихну их тебе в глотку!
Отис: Я тот, кто дает вам на ужин конфетки... угадайте... Кто твой папа? Я
тот, кто приносит вам выпивку, детки...
Мамаша: Кто твой папа?
Отис: Да! И кто за проказы вас может побить...
Крошка: Кто твой папа?
Мамаша: Кто твой папа?
Отис: Да! И КТО ПОСЛЕ СМЕРТИ ВАС БУДЕТ ЛЮБИТЬ!
Крошка: Нам нравилось вести себя странно и делать странные вещи.
Отис: Охотиться на людей - проще простого. Они всегда убегают, как испуганные
кролики. Беги, кролик! Беги, кролик, беги!
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..