Idioterne (a.k.a. The Idiots) (1998)
Вы намного тупее, нежели думаете.
Фильм, сделанный идиотами, про идиотов, и для
идиотов.
Бодил Джергенсен (Bodil Jergensen) ...Карен (Karen)
Дженс Альбинус (Jens Albinus) ...Стоффер (Stoffer)
Энн Луиз Хассинг (Anne Louise Hassing) ...Сюзанна (Susanne)
Троелс Либи (Troels Lyby) ...Хенрик (Henrik)
Николай Ли Каас (Nikolaj Lie Kaas) ...Джеппе (Jeppe)
Режиссер:
Ларс Фон Триер (Lars Von Trier)
"Арийские идиоты конца времен"
- А "Идиоты" Ларса Фон Триера есть у Вас?
(Обычно столь жизнерадостное лицо продавца
некоммерческого кино приобрело печальный
оттенок.)
- Нет, но будут через недельку... Хотя, честно
говоря...
- Что?
- Да фильм этот очень тяжелый... Смотреть его
тяжело, да и к тому же Фон Триера я не люблю. Но
подходите через недельку - должен появиться.
Да, вот это реклама! Ну ладно там западным
либеральным критикам не понравилось, особенно их
почему-то смутила сцена, решенная в стилистике
жесткого порно, ладно они в один голос заговорили о
закате Фон Триера, но у нас то?! Они там могут
пойти в специализированный или просто большой
магазин, отыскать раздел элитарного кино и вот
тебе, пожалуйста - есть и Гринуэй, и Ходоровский, и
Блие, и Фон Триер. Захотелось - купил, не
понравилось - обругал. Москва же дело другое.
Здесь в надежде купить нечто, не тиражируемое
каким-нибудь "Союзом" или "Вест Видео",
вам придется таскаться на окраину каждую неделю,
ловить момент, стараться опередить еще десяток
"страждущих". А если вы живете в русской
провинции? Тут уж совсем беда. И после этого -
"тяжелый фильм, не люблю Фон Триера...". Да,
воистину законы рынка не хотят приживаться на
нашей земле, и это обнадеживает: у нас реклама
зачастую плоха, реакция на нее зачастую прямо
противоположна ожидаемой.
Через неделю у заветной палатки:
- "Идиоты" есть? Да?! Давайте!
Существует некая "коммуна" (!), как и
когда она сложилась - непонятно. Члены коммуны
совершенно обычные люди, но понимаешь это не
сразу. В начале фильма они предстают перед нами
полными аутистами, умственно отсталыми (автор
фильма называет их жестко - "идиоты"),
которых начинает "колбасить" в ресторане,
из-за какой-то ерунды. Сначала
заводится один - его голова и руки неестественно
дергаются, потом другой начинает плакать и т.д.
Молодая женщина, случайный посетитель ресторана,
пытается помочь "больным" и в результате
оказывается втянутой в жизнь странного
сообщества, которое развлекает себя тем, что
периодически симулирует умственные
расстройства в общественных местах. Удивленная и
заинтригованная Карен (так зовут случайную
гостью коммуны) спрашивает, а есть ли в коммуне
действительно больные люди и получает
утвердительный ответ. Понять, кто это до конца
фильма так и не представляется возможным. Камера
периодически показывает всех персонажей в
несколько иной обстановке - дающими интервью, на
котором все выглядят и говорят абсолютно
адекватно. Да и в течение основной сюжетной линии
пускающий слюни идиот вдруг превращается в
элегантного обитателя офиса, а вполне вменяемый
лидер коммуны вдруг раздевается догола, бежит за
машиной, падает и бьется в приступе.
При просмотре "Идиотов" вспоминаешь
не только всю традицию "северного" кино
(есть в ней какая-то общая неторопливость,
растянутость), но и французские комедии вроде
"Мужчины-проказники" (линия развлечений на
публике) и даже советскую документалистику "Легко
ли быть молодым?" (линия интервью). Особый
интерес представляет операторская работа.
Считается, что любое кино заставляет зрителя на
время почувствовать себя участником событий, а в
"Идиотах" это сделано еще более мастерски.
Весь фильм словно снят на любительскую
видеокамеру, которую постоянно качает,
происходит расфокусировка и т.д. Складывается
впечатление, что в фильме присутствует кто-то
незримый, еще один член компании "идиотов".
Именно он и снимает все на камеру. (Возможно, на
его место ставит себя зритель?) Отсюда и наличие в
фильме порносцен - обычный стиль жизни, обычной
молодежной компании, где если уж взялись снимать
на камеру, то снимают абсолютно все.
Понятно, почему либеральной критике так
не понравилось это кино. Его, при всей внешней
"обычности", вряд ли можно назвать
политкорректным. В самом деле, в фильме, к
примеру, вообще нет ни одного чернокожего, хотя в
Дании их предостаточно. Не то чтобы поклонники
White Power должны были сразу радостно потереть ручки,
нет. Но в этом отношении фильм явно не
поддерживает стандарт Голливуда с его вечным в
последнее время союзом черного и белого героев, с
его отрицанием самой возможности существования
такого типажа как "негр убийца-педофил". Фон
Триер, как режиссер европейский нарушает эту
логику и в этом его привлекательность для
антимондиалистского зрителя.
Далее. Герои фильма произносят некие
странные фразы: "Интересно, а как будут вести
себя люди, по мере того как общество будет
становиться все богаче и свободнее?" или
"Идиоты, это, своего рода, передовые люди". И
это говорят жители довольно благополучной,
"богатой и свободной" Скандинавии, прямые
потомки древних гиперборейцев, по крайней мере,
на фенотипическом уровне. Но ничего
удивительного.
Когда-то Бернард Шоу говорил: "Приют для
душевноздоровых пустовал бы в Америке". Это
было давно. Ныне американский стандарт и
американский стиль мышления распространились и
доминируют практически по всему миру. Что это,
следуя логике Шоу, как не тотальная душевная
болезнь и не тотальный "идиотизм"?! Вот оно
"открытое общество" и его рядовые члены, с их
пуританской моралью, с их агностицизмом -
рудиментами христианской цивилизации. Они
приезжают купить дом, в котором живут
"идиоты", они мило улыбаются, даже жалеют
"больных", но сами не чают, как быстрее
убраться отсюда; протягивают подаяние, но
стремятся побыстрее захлопнуть дверь. В таком
обществе "душевнобольных" пуритан, "белых
предателей" на службе у Демиурга, не является
ли "идиотизм", симуляция душевной болезни (и
не только на людях, но и перед самим собой, когда
никто не видит) своего рода "передовым"
поведением? А общество тем временем продолжает
становиться "все богаче и свободнее"...
Православная цивилизация знала традицию
юродивых. По мнению серьезных исследователей
христианства, да и самих иереев эта традиция
являлась одной из самых сложных и опасных
практик, наравне со старчеством, отшельничеством
и умным
деланием. Благославление на то, чтобы стать
юродивым, получить было практически невозможно.
Но часто люди выбирали этот путь сами, шли по нему
терпя нужду, скорбь, гонения от тех, кого они в
своем мнимом безумии обличали ("Божья матерь
не велит молиться за царя-ирода!"), принимали
мученическую смерть, позднее причислялись к лику
святых. На Земле, а на небе происходило это
гораздо раньше.
В конце фильма мы узнаем, что Карен, чей
визит в ресторан имел столь неожиданные
последствия, недавно потеряла сына, почти
грудного ребенка. Она сидит со своей семьей -
отцом, матерью, мужем, и те никак не могут взять в
толк, почему она не пришла даже на похороны, а
непонятно где обреталась целых две недели. И вот
они сидят все вместе - белые европейцы конца
времен, их страна богата и свободна, на них мягкие
тапочки, их ребенок умер, его мать изменилась. Ее
руки начинают неестественно дергаться, шея
выгибается, каша кусками падает изо рта и,
получив оплеуху от своего мужа (видимо, он не
слишком любит юродивых), она уходит из этого дома,
пополнив собой столь небольшую армию
"идиотов", "последних людей", которым
только и осталось, что смеяться и издеваться над
этим миром с его тотальной "душевной
здоровостью" и неуклонным приближением к
своему Концу.
Смарагд
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..