NEKRomantik 2 (1991)
The Return of the loving dead!
В Главных Ролях:
Моника М. (Monika M) ...Моника (Monika)
Марк Ридер (Mark Reeder) ...Марк (Mark)
Режиссер:
Йорг Буттгерайт (Jorg Buttgereit)
Глава I. "Вывеска"
Вообще, выбранное название практически всегда является нашим первым экскурсом в реальность кинематографического произведения. Этой, казалось бы, не играющей первоочередных ролей деталью для искушенного взгляда открываются широкие просторы, где как на ладони видны основные замыслы и стремления создателя.
Когда выходит, к примеру, "Ганнибал" ("Hannibal", Ridley Scott, 2001), мы знаем, что это качественно новый фильм, но на основе истории потрясающего "Молчания ягнят" ("The Silence of the Lambs", J. Demme, 1991). Каждый фильм знаменитой трилогии о приключениях Индианы Джонса с Гаррисоном Фордом (Harrison Ford) в главной роли тоже в действительности имеет отличное от двух других название. То есть автор эксплуатирует популярные персонажи, известную концепцию и т.д. Совершенно же иное отношение к фильмам, названия которых отличаются друг от друга лишь порядковым номером. Например, всем известная серия фильмов "Кошмар на улице вязов" ("A Nightmare on the Elm Street"). Не буду осуждать дядюшку Крюгера (по крайней мере, в рамках данной рецензии ;) ибо и сам когда-то давно увлекался его похождениями, но что для меня памятно, так это неспособность отличить большинство эпизодов одной части от другой, даже после неоднократного просмотра. Что говорить о новаторстве самого фильма, если даже название не подверглось изменению.
К сожалению, российский зритель этого не замечает, так как те же фильмы об Индиане Джонсе по нашей стране ходят в основном под нумерацией, а на обложке "Ганнибала" отечественный производитель предусмотрительно подписал "Молчание ягнят - 2".
Но ближе к делу. После нашумевшего "Некромантика" ("NEKRomantik", 1987) Буттгерайт приобрел известность во всем цивилизованном мире (особенно в самых цивилизованных странах, где его творение было запрещено ;) и явственно осознал, что нарвался в андерграунде на обильную артерию, которую сосут сотни любителей экстремальных зрелищ. И вот, четыре года спустя, он выпускает продолжение своего дебюта под крайне оригинальным названием - "Некромантик 2". Но эта картина наследует не только "вывеску", но и подход к исполнению. Начинающему режиссеру не самого распространенного пласта кинопродукции мы можем простить массу грубейших ошибок, но ведь это уже третий фильм Буттгерайта.
Насколько я успел заметить, общественность данный релиз либо незначительно отметила, либо смешала с грязью. Но так как плеваться может каждый, я попробую рассказать обо всех замеченных мною противоречивых аспектах произведения. Способны ли они оттолкнуть Вас от просмотра или наоборот - решать Вам.
Глава II. Через тернии к звездам... и обратно.
После просмотра остается ощущение, что режиссер, сняв короткометражку, решил во что бы то ни стало пропихнуть ее в большое кино. Об этом свидетельствуют неоправданно длинные планы и вообще ненужные эпизоды.
История начинается с повторения концовки "Некромантика" - попавший под безжалостный молот Судьбы некрофил совмещает свое последнее путешествие в страну наслаждений с самоубийством. Нововведением в эпизоде является лишь переход из ч/б картинки в цвет, что, скорее всего, планировалось как воплощение прошедшего времени. Вырезки из первой части присутствуют и позже. Также важным решением по увеличению хронометража стала вставка совершенно отдельного сюжета, лишь косвенно связанного с основным - "Мой обед с Верой", который, мягко говоря, не представляет никакой ценности ни в контексте фильма, ни вне его. Все эти затянутости ярко свидетельствуют о незначительной работе монтажных ножниц над результатом и об авторском нежелании осквернять свой "святой материал".
К неумелому монтажу еще можно отнести "квадрат Малевича", сильно бросающийся в глаза. Не знаю зачем, но некоторые кадры соединены между собой совершенно черным экраном. Если это у Буттгерайта прием "перебивки", то можно ставить на нем большой жирный крест, ибо такая "перебивка" действует чересчур буквально - пока размышляешь, зачем же нам показывают эту абстракцию, напрочь забываешь только что увиденную часть фильма.
Касательно сюжета нужно отметить, что в этом релизе история более витиевата. После самоубийства Роберта Шмадке (Robert Schmadtke) его тело прямо с кладбища похищает некрофилка Моника (Monika M., исполнившая роль еще и в "Schramm", 1993). Но использовать труп для любовных утех оказывается делом довольно проблематичным, посему принимается решение оставить лишь голову и гениталии, а в реальности воспользоваться "услугами" некоего Марка (Mark Reeder, снявшийся в "Der Todesking", 1989), как раз вовремя подвернувшегося на ее пути. Марк, будучи хоть и дублером порнофильмов, но человеком интеллигентным, водит свою новую подругу по различным местам отдыха и развлечений, не подозревая о ее нестандартных наклонностях. В конце концов, тяга Моники к некрофилии берет вверх, в результате чего жизненная прямая Марка - соответственно вниз, оставляя после себя лишь маленькую черточку будущего наследника, судьба которого необходима, видимо, для будущего сюжета "Некромантика 3".
Кто-то будет кричать, что сюжет тут не важен, что главное - само действо и т.п. Но почему же тогда в фильме присутствует масса совершенно тупиковых эпизодов, неумелых попыток разнообразить этот "незначительный" элемент. Вдруг на полминуты появляется Беатрис (Beatrice) - подруга Роба из первой части, но в исполнении другой
актрисы. Связь ее с минувшими событиями осуществляется врезкой еще одного фрагмента "Некромантика" (с первоначальной актрисой), что в результате совершенно сбивает зрителя с толку. Непонятные отношения Марка с некоей девушкой и т.д. Отдаленная связь, конечно, есть, но по канонам кинопроизводства все это было бы безжалостно вырезано.
Дабы разрядить атмосферу, напишу дифирамб вступительному эпизоду на кладбище - на мой взгляд, наилучшему фрагменту всего фильма. Особую атмосферу создает не только сам объект съемки, но и интересное внутрикадровое движение, и даже низкое качество съемочной аппаратуры, придающее мрачный шарм. Все это сдабривается музыкальным оформлением (о котором позже). Кадры с живой природой на удивление красивы - улитки, ящерицы, птицы... Но все-таки операторское мастерство Манфреда Желинского (Manfred Jelinski), по совместительству продюсера картины, оставляет желать много лучшего. Иногда заметна тряска, которая ну никак не призвана внести дополнительную выразительность, как в случае Ларса фон Триера (Trier), а высокая контрастность из-за неумелого освещения портит картинку на протяжении всего просмотра.
Наконец, о звуковом оформлении. Тут я снова столкнулся с противоречием - музыка является одновременно и одной из сильнейших сторон произведения, и слабейшей. Композиторский состав включает в себя H. Kopp, John B. Walton, D. Lorenz (игравший Роба), Monika M., P. Kowalski и M. Reeder. Хотя, насколько я могу вспомнить, количество уникальных мелодий в фильме меньше количества ее создателей, но сами по себе они хорошо подходят к конкретному действу - обычно примитивные темы, исполненные на не самом качественном синтезаторе. Более того, сцена с просмотром документальной съемки разделывания морского котика под "пилящую" психоделическую скрипку производит более сильное впечатление, нежели любой другой экстрим-эпизод (в пример "Ликам смерти" ("Dead Alive") с их низкими мрачными звуками).
Но наряду с подобными позитивными фрагментами, в фильме очень много совершенно беззвучных сцен, когда
непроизвольно пытаешься сделать громкость побольше, ибо тишина совершенно неоправданна. Это очень сильно ощущается в эпизоде прогулки Марка и Моники по парку, еще более портящее и без того скучную сцену.
В титрах значится некий создатель спецэффектов, но кроме самого трупа и финальной сцены с отрезанием головы о них говорить не приходится. Разве что неплохая цейтраферная съемка увядающих над трупом цветов (тоже с погрешностями ;) Эффект шлейфа за персонажем сильно бросается в глаза и не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому является не эффектом, но браком.
Еще я не совсем понял, почему труп Роба настолько черен. Ну, допустим, что такое возможно. Но почему тогда белье на нем потрясающе белое, а пятно крови - свеже-красное? Почему его тело сгнило по всей поверхности, а рубашка - хоть сам надевай?
Глава III. Приговор.
В результате, снова оглядев "Некромантика 2" в целом, стоит отмести все скидки на особую его направленность и незначительный бюджет (посмотрите "Витгенштейна" Дерека Джармена ("Wittgenstein", Derek Jarman, 1992) дабы понять, что даже при ничтожном бюджете можно сделать довольно интересную картину). Если Буттгерайт хочет акцентировать внимание лишь на зрелищности и некрофилическом действе - пусть делает нарезку вроде пресловутых "Ликов смерти", только постановочную. А коли что-то предлагает сверх того - должен выполнить "на уровне". Но, к сожалению, зрелищностью фильм практически не отличился (хотя смотря кому его показывать ;) а чем-то сверх - и подавно. Возможно, в переиздании на DVD что-то изменится (исправить музыкальное оформление и "квадрат Малевича" совсем не трудно), но оригинальная версия имеет уж слишком много проколов.
Sagroth
Рецензию господина Меренкова на этот фильм Вы можете прочитать здесь.
Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:
- Der Todesking (a.k.a. The Death King) (1989) - Король Смерти
- NEKRomantik (1987) - НЕКРомантик
- Schramm (1993) - Шрамм
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..