Non Ho Sonno (a.k.a. Sleepless) (2001)
В Главных Ролях:
Макс Фон Зюдов (Max Von Sydow) ...Комиссар Улисс Моретти
(Commissario Ulisse Moretti)
Стефано Дионизи (Stefano Dionisi) ...Джакомо (Giacomo)
Чьяра Каселли (Chiara Caselli) ...Глория (Gloria)
Габриэль Лавия (Gabriele Lavia) ...Бетти (Betti)
Режиссер:
Дарио Ардженто (Dario Argento)
Последние фильмы культового итальянского режиссера Дарио Ардженто вызывают бурную полемику в кино-кругах. Особенно ему досталось за "Призрака Оперы" 1998 года, широко разрекламированный проект, по сути, оказался пустышкой, вызвавшей негодование не только поклонников Ардженто и жанра хоррор в целом, но и кинокритиков, а с ними, как известно, шутки плохи. Но по кривой дорожке "голливудовости" Ардженто пошёл не с "Призрака Оперы", а с предшествовавшего ему фильма "Синдром Стендаля". Те из вас, кто хорошо знакомы c творчеством "маэстро ужасов" наверняка отдают себе отчёт в том, что по сути Ардженто снимал одну большую "маньячную" сагу, из его "видения" маньяков в кино и вышли все образы современных кино-маньяков, не удивлюсь, если и реальные маньяки во многом инспирированы "Травмой", "Оперой", "Кроваво-красным", "Птицей с хрустальными крыльями" и другими. Арджентовские маньяки немногословны, они люди дела, в отличие от поздних голливудских киноманьяков, жонглирующих перед зрителями своей харизмой и бросающихся в пространные рассуждения, но вместе c тем, именно арджентовские персонажи вызывают настоящий ужас, не злобным сверканием глазами и скрежетом зубов, а именно тем фактом, что понимаешь, настоящий маньяк он именно такой - неприметный, смертоносный, действующий как животное. Маньяки Ардженто убивают только ножом и
всем хорошо известен факт, когда в кадре появляется рука убийцы с ножом - это рука самого режиссера. Но в 1996 году случилось страшное - Арджентовский маньяк "оголивудился"... Маньяк из "Синдрома Стендаля" уже вовсю упивался своей маньячностью, строил рожи в камеру и больше издевался над героиней Азии Ардженто, дочки Дарио, снявшейся в этом фильме в главной роли, и что самое ужасное - не брезговал и пистолетом!
В виду всего вышесказанного - "Неспящий" это однозначное возвращение к истокам - поразительный пример фильма "из раннего Ардженто", снятого по-современному. Сюжет этого детекивно-маньячного триллера запутан и непрост, постоянно оставляемые в ходе развития сюжета улики и зацепки присутствуют лишь для того, чтобы как можно более запутать зрителя. Ну, а пересказ сюжета в подобном случае не имеет никакого смысла, из этой интеллектуальной головоломки нельзя выкинуть детали, без них она потеряет всё свое очарование. "Современность" фильма отнюдь не в каком-то супермодном монтаже или саундтрэке, а лишь в том, что архаичные маньяки 70-х и 80-х перенесены в наше время, впрочем, то, что герои фильма постоянно пользуются мобильными телефонами, ни на что не
влияет. А вот то, что вызывает острую ностальгию - более очевидно. Это и собственно сам сюжет, интриге которого могут позавидовать все нынешние голливудские сценаристы. И операторская работа, многие кадры, например, "путешествие" кинокамеры по ковровой дорожке или "анимированная" считалочка наверняка войдут в золотой фонд кино. Спецэффекты для фильма делал Серджо Стивалетти, ответственный за визуальные образы чуть ли не во всей итальянской хоррор классике, начиная от "Феномена" и "Демонов" до "О смерти, О любви" и "Восковой маски", именно благодаря его таланту сцены убийств выглядят столь живописно и естественно, что об их "киношности" подчас забываешь. Музыку, опять же - "как всегда",
создавала итальянская прогрессив-рок группа GOBLIN - живые классики хоррор саундтрэков, никто лучше них не умеет создавать атмосферу саспенса лишь при помощи музыки, все их саундтрэки, а это уже не один десяток дисков - настоящий культ. И даже, как в старые добрые времена, дочка Ардженто - Азиа, внесла свою небольшую лепту - сочинив присутствующую в фильме считалочку, о чём в финальных титрах упоминается метровыми буквами.
Единственное что вызывает нарекания, это относительно невнятная актерская игра и примитивные диалоги. Если Макс фон Зюдоф в роли комиссара Моретти как всегда убедителен, то о команде молодых актеров этого не скажешь, да и диалоги откровенно хромают, но к счастью, это не сильно портит впечатление от фильма. Оценить значимость этого фильма мы сможем лишь спустя какое-то время, но одно очевидно уже сейчас - этот интеллектуальный триллер ничуть не хуже, чем основные шедевры мастера, а возможно даже лучше их - как наиболее зрелая и серьезная работа.
coroner
Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:
Deep Red (a.k.a. Profondo Rosso, a.k.a. The Hatchet Murders, a.k.a. Dripping Deep Red, a.k.a. The Sabre Tooth Tiger) (1975) - Кроваво-красный-
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..