Рецензии
Здесь Вы можете ознакомиться с нашими
рецензиями на различные фильмы, которые,
естественно, отражают сугубо авторскую,
субъективную точку зрения. По мере поступления
нового материала, старые рецензии будут
перемещаться в соответствующие разделы нашей коллекции. Если же Вы имеете
какой-либо собственный материал (рецензии/ю),
который считаете вполне подходящим для
публикации в этом разделе, пожалуйста, пошлите
его мне.
05/VI/2004
|
Alucarda / Алукарда (a.k.a. Alucarda, La Hija De Las Tinieblas, a.k.a. Innocents From Hell, a.k.a. Mark Of The Devil 3, a.k.a. Sisters Of Satan) (1975)
Они отдали свои души дьяволу... Но дьявол захотел большего!
В Главных Ролях:
Клаудио Брук (Claudio Brook) ...Доктор Осчек/Горбатый
цыган (Dr. Oszek/Hunchbacked Gypsy)
Давид Сильва (David Silva) ...Отец Лазаро (Father Lazaro)
Тина Ромеро (Tina Romero) ...Алукарда/Мать Алукарды (Alucarda/Alucarda's
Mother)
Сюзана Камини (Susana Kamini) ...Жюстина (Justine)
Режиссер:
Хуан Лопез Моктесума (Juan Lopez Moctezuma)
В
шестидесятых годах прошлого века кинопромышленность Мексики была территорией
закрытой для каких-либо инноваций, так как полностью контролировалась
консервативными профсоюзами, не пускавшими в индустрию молодые творческие
кадры. Однако эти самые кадры, первые выпускники открывшейся в Мексике
киношколы, вовсе и не жаждали быть винтиками в десятилетиями отлаженном
механизме выпуска сверхдешевых мелодрам и бесконечных опусов из жизни
"мексиканского супергероя" качка-реслера Эль Санто. Молодые люди
экспериментировали, работали для театра и на радио, писали сценарии, искали
новый киноязык и вообще активно противопоставляли себя системе, будучи
абсолютно независимыми "свободными художниками", результат творчества которых,
правда, не был особенно известен широкой публике. Хуан Лопез Моктесума как раз
и вышел из такого поколения "мексиканских кинореволюционеров" и уже на заре
своей карьеры умудрился перепробовать практически все творческие профессии -
актерствовал, писал сценарии, основал известнейшую в Мексике радиопередачу "Panorama
De Jazz" (которая продержалась в эфире более 35 лет (!) и стала своеобразным
радиокультом), активно работал на телевидении, где вел "культурологические
программы" (некий аналог передач нашего канала "Культура"), а также был
ассистентом известного в те времена театрального режиссера Секи Сано (Seki
Sano). Именно его работа в театре и привела к знакомству с чилийцем
Алехандро
Ходоровским (Alejandro Jodorowsky), который к тому времени уже сделал себе имя
в Мехико как авангардный театральный режиссер. Быстро сдружившись, Моктесума
поработал с Ходорковским над двумя его ранними кинопроектами "Fando y Lis"
(1967) и культовым "El Topo" (1970), после чего смог "поднять" и свой
собственный кинодебют, "Особняк Безумия" (La Mansion De La Locura (1972)),
вольную адаптацию рассказа Эдгара Алана По "Система доктора Тарра и профессора
Фезера" (Edgar Allan Poe's The System of Doctor Tarr and Professor Fether).
Фильм этот оказался странным сплавом хоррора и галлюциногенного европейского
арт-кино, особенно сильно тяготевшего в то время к сюрреализму в искусстве,
поэтому картину обласкали критики и лента собрала немало призов на
международных кинофестивалях. Но несмотря на такой творческий успех, а скорее
вопреки ему, Моктесума не стал режиссером "коммерческих" картин в
жестко-контролируемой системе мексиканского кинопроизводства. Вместо этого он
продолжил "быть независимым", и следующая его картина, "Мэри, Мэри, Кровавая
Мэри" (Mary, Mary, Bloody Mary (1975)) вышла только через три года после
удачного дебюта, да и то лишь потому, что была голливудской ко-продукцией. А в
августе того же, 1975-го, года Моктесума приступил к съемкам давно
вынашиваемого проекта под названием "Alucarda, La Hija De Las Tinieblas"...
В женский монастырь, монашки которого
принимали на воспитание сироток, привезли новую девушку, Жюстину. Жюстина
сразу сдружилась со своей соседкой по комнате, одетой во все черное
Алукардой, которая очень быстро открыла подруге все свои секреты, среди
которых было не только очарование смертью, но и... любовь. Любовь к ней,
Жюстине. Однажды Алукарда затащила Жюстину в давно заброшенную церковь и
заставила подругу поклясться, что в иной мир они уйдут вместе, но девушки не
успели скрепить договор кровью, ибо Жюстина испугалась, а в тело Алукарды
вошел дух демона. С этого момента жизнь монастыря превратилась в ад на земле,
а святые мессы в вакханалию богохульства и истерического безумия,
закончившегося, как это водится, кровавой развязкой...
Технически относясь к разряду "nunsploitation"
и соответствуя большинству его канонов (одержимые монашки, лесбийский секс,
кровавые ритуалы, экзорцизм и прочее) эта лента по своей сути скорее является
вампирским фильмом, ибо одержимая дьяволом Алукарда психологически и
энергетически высасывает души своих жертв, обладая
при этом большинством паранормальных возможностей вампиров (воспламенение взглядом, оживление
мертвецов и прочее, что было указано Брэмом Стокером в его романе, но не
показано в фильмах). Кровь, кстати, здесь тоже пьют, но не в таких
количествах, как "настоящие вампиры", разумеется - так, кровавые лизания
здесь, прокушенная шея там... ;) Помимо очевидных отсылок к Стокеру (имя
главной героини - одно из них, кстати) и воспевания вампирских образов,
Моктесума ненавязчиво намекнул нам и на Де Сада, ибо персонаж Жюстина основан
на главной героине одноименного романа великого маркиза, невинной девушки,
волею судьбы запутавшейся в сетях порока, в нашем случае - ставшей подругой
хищной ведьмы Алукарды. Как того и следовало ожидать, в картине очень сильны
визуальные образы и art-direction, своеобразность которого особенно хорошо
заметна в декорациях и костюмах персонажей. Так, к примеру, все монашки (за
исключением Алукарды, которая вся в черном, и Жюстины, платье которой сочетает
в себе белые и красные цвета) одеты в очень странную одежду (это как бы
"потусторонняя" версия рясы), которая превращает их не то в мумий, не то в
завернутых в бинты покойников. Богослужения же проходят в подземной пещере, на
сводах которой застыли в камне изображения мучеников в агонии.
Естественно, как и положено жанровому
кино того времени, в этом фильме полно крови, изощренного насилия и обнаженки.
И хотя фактически в конце фильма "христианское добро" в лице католического
священника побеждает "сатанинское зло", общий посыл фильма явно
антирелигиозный, или, если хотите, антицерковный. Надо просто видеть, с какой
ненавистью в глазах Алукарда совершает свои поступки, направленные против
института церкви и одного из самых экстремальных его проявлений, монашества,
чтобы понять, насколько чужды режиссеру христианско-католические догматы и
институты,
призванные их поддерживать. С огромным наслаждением режиссер,
руками (вернее, глазами) Алукарды, жжет монашек и символы веры, последним из
которых ярким пламенем вспыхивает огромное распятие, которому безразлична боль
утраты. Разница между Алукардой и всеми остальными служителями культа в том,
что ее любовь к Жюстине - настоящая, а "вселенская любовь Бога нашего, Иисуса
Христа" - декларативна и фальшива, поэтому в "святом месте" царит смерть, а в
воспламеняющих глазах Алукарды не только всепоглощающая ненависть, но и
несчастная любовь...
Как того и следовало ожидать,
независимый фильм, произведенный вне студийной системы Мексики, у себя на
родине практически никакого проката не получил, но режиссер на это и не
рассчитывал, изначально снимая картину на английском языке в расчете на
международный рынок. И хотя фильм получил довольно широкую международную
дистрибуцию, публика в свое время его не особенно заметила, и большого успеха
в других странах "Алукарда" не имела, видимо, благодаря своей "жанровой
странности", к которой зрители семидесятых еще не были привычны. На видео,
однако, фильм заработал то, что ему не удалось получить в театральном прокате
- внимание многочисленных поклонников и культовый статус. Нынче "Алукарда"
входит в пантеон картин, наиболее значимых в поджанре "nunsploitation", и
ознакомиться с ней - дело чести любого уважающего себя поклонника кинокульта.
Аминь! Тьфу ты, то есть, Вельзевул! ;)
Сергей Меренков
Two Evil Eyes / Два Злобных Глаза (a.k.a. Due Occhi Diabolici) (1990)
Когда я проснусь, ты будешь мертв.
В Главных Ролях:
Адриана Барбью (Adrienne Barbeau)
...Джессика Вальдемар (Jessica Valdemar)
Рами Зада (Ramy Zada) ...Доктор Роберт Хоффман (Dr. Robert Hoffman)
Бинго О'Малли (Bingo O'Malley) ...Эрнест Вальдемар (Ernest Valdemar)
Харви Кайтель (Harvey Keitel) ...Родерик Ашер (Roderick Usher)
Мэдэлин Поттер (Madeleine Potter) ...Аннабель (Annabel)
Режиссер:
Джордж Ромеро (George A. Romero) и Дарио Ардженто (Dario Argento)
Хоррор-антологии
никогда не пользовались большой популярностью, но некоторые из них были весьма
успешными, к примеру фильм Джорджа Ромеро 1982-го года по мотивам
хоррор-комиксов "Creepshow". Поэтому Джордж совсем не удивился, услышав
однажды в телефонной трубке голос своего давнего итальянского друга Дарио
Ардженто, который предложил ему "замутить" новую хоррор-антологию по мотивам
рассказов Эдгара Алана По. Изначально идея была такой - четыре известных в
жанровом кино режиссера снимают небольшой эпизод по мотивам своего любимого
рассказа По, что в конечном итоге и составляет двухчасовую антологию. Ромеро
был обоими руками "за" и очень хотел снять новеллу по мотивам "Маски Красной
Смерти" (The Masque Of The Red Death), в то время как Ардженто хотел взять для
себя рассказ "Колодец И Маятник" (The Pit And The Pendulum). Однако с
привлечением к проекту других режиссеров не заладилось - сначала "сошел со
сцены" маэстро ужасов Стивен Кинг (Steven King), который как раз к тому
времени уже окончательно решил завязать с режиссурой, а после него отказался и
Джон Карпентер (John Carpenter), у которого своих проектов было
немало. И
тогда два мастодонта хоррор-жанра решили потянуть картину самостоятельно,
урезав ее до двух новелл и отказавшись от своих первоначальных планов. В
результате подобных пертурбаций Ромеро взял себе рассказ "Господин Вальдемар"
(Mr. Valdemar), который и открывает картину (правда, под более длинным
названием "The Facts in the Case of Mr. Valdemar"), а Ардженто адаптировал
"Черного Кота" (The Black Cat), обильно приправив ее элементами других
известных рассказов писателя...
Джессика Вальдемар - стюардесса, удачно
выскочившая замуж за богатого старика. На пару со своим любовником-врачом она
решила избавить умирающего мужа от всех его миллионов, для чего в ход пошла
подделка документов и гипноз умирающего, дабы он собственноручно подписывал
необходимые бумаги и сиплым голосом уверял по телефону клерков, что все
делается с его ведома. Джессика втайне от своего подельника постепенно снимала
крупные суммы наличных с банковского счета мужа, но основной куш должен был им
достаться недельки через три, когда оформят все сделки с недвижимостью и
большей частью акций. В течение этого времени Эрнест Вальдемар нужен был
подельникам живым, но... не дотянул, умерев во время одного из гипнотических
сеансов. Что делать? "Сладкая-парочка" решила на это время утаить труп от
общественности, поместив его в морозильную камеру в подвальном помещении дома,
и все было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство - мертвый старик
продолжал говорить с ними сиплым голосом...
Самая большая проблема обоих сегментов
картины - их затянутость, причем в первом случае она просто невероятная и
причины этого очевидны - сократив количество новелл наполовину не потрудились
сократить общий метраж фильма. И если во втором эпизоде небольшая затянутость
хоть как-то оправдана визуально-стилистическими изысками Ардженто, то в случае
сегмента
Ромеро она не оправдана никак, в результате чего мы получаем хоть и
неплохую, но уж СЛИШКОМ длинную историю, непозволительно длинную для своего
содержания. Конечно, для создания психологического напряжения и нервной
атмосферы надвигающегося ужаса требуется время, но в данном случае время
расходуется на показ и так всем очевидных вещей, которые ни к истории, ни к
атмосфере ничего существенного не добавляют, занимая, тем не менее,
значительную часть общего метража. Нельзя сказать, что смотреть первый сегмент
неинтересно, тем более что к концу эпизода дела с "нарастанием событий" идут
на поправку и завершается все довольно бодренько и эффектно, но все-таки
необоснованная затянутость местами напрягает, и это, конечно, не идет на
пользу материалу. Тема этой новеллы чисто ромеровская, и выполнена она в его
обычном ключе - незатейливые, но эффективные съемки и несколько отличных
"пугающих" эпизодов, плюс великолепные эффекты Тома Савини (Tom Savini),
который особенно постарался над впечатляющим гримом живых мертвецов...
...А криминальный фотограф Родерик Ашер
фотографировал мертвецов, сожительствовал со скрипачкой Аннабель и ненавидел
кошек. Последнее его и погубило. Черный кот со странной белой отметиной на шее
прибежал к ним в дом, Аннабель пригрела его, а Ашер - вскоре задушил, сделав
во время этого прекрасные снимки для своего альбома городского насилия. Но кот
этот (или другой?) продолжал преследовать его, и вскоре в припадке ярости от
его рук пала уже не очередная представительница кошачьего племени, а его
сожительница Аннабель. И хотя Ашер разработал прекрасный план, как скрыть
следы кровавого преступления, черный кот вывел его на чистую воду, заодно и
поквитавшись...
Этот сегмент, снятый под руководством
эстета кровавого насилия Дарио Ардженто, собственно говоря, именно это собой и
представляет - эстетскую зарисовку безумия, заканчивающегося жестокими и
кровавыми преступлениями. И если Ардженто, как режиссер, завораживает зрителя
своими "фирменными" трюками - необычными движениями камеры,
кроваво-эстетским
насилием и оригинальными трактовками психологических мотивов, то на актерском
фронте это замечательный бенефис Харви Кайтеля, бесподобно исполнившего роль
постепенно "едущего крышей" фотографа. Ради только одной этой роли стоит
посмотреть "Черного Кота", а там еще есть и отличная режиссура Ардженто и
грандиозные по своей натуралистичности эффекты Савини (чего только стоит
разрезанный напополам труп девушки, появляющийся в самом начале), которого,
кстати, вы можете наблюдать и лично, ибо он отметился в одном из эпизодов
ленты. Знатокам творчества Эдгара По будет также приятно находить во втором
сегменте картины многочисленные отсылки и к другим рассказам писателя, самые
очевидные из которых принадлежат "Колодцу и Маятнику", который изначально
хотел экранизировать Дарио.
Так как фильм снимался в тяжелые для
жанрового кино времена упадка, то в театральном прокате его практически нигде
не было (несколько экранов в Штатах и десяток в Италии за оный мы не считаем)
и картина пошла прямиком на видеополки, где, надо сказать, особого шума не
наделала, даже несмотря на громкие имена Ардженто и Ромеро. Помимо обычных
причин - недостаточной рекламы и отсутствия интереса у театральных
прокатчиков, немаловажную роль в этом, как я думаю, сыграли недостатки самой
ленты - основной из которых уже упоминавшаяся выше неоправданная затянутость.
Плюс к этому - стилистически это два разных фильма, а подаются они в контексте
одной антологии, что, вообще-то, подразумевает под собой стилистическую
преемственность входящих в нее сегментов (как было в том же "Creepshow", к
примеру). В результате всего этого картину нельзя назвать действительно
успешной, несмотря на все ее плюсы, но и абсолютно провальной назвать ее тоже
нельзя. Если рассматривать каждый эпизод в отдельности, то, безусловно,
история Ардженто лучше, в то время как сегмент Ромеро потянет где-то на три с
плюсом (или четыре с минусом, как кому больше нравится ;)). Но так как
подается это нам под единым соусом полнометражной антологии, то здесь уместно
будет оценивать получившийся результат в общем - а в общем фильм получился "не
очень", эдакое "не рыба, не мясо". Но из-за эстетского эпизода Ардженто и
прекрасной работы Тома Савини все-таки лента заслуживает четверки. Только
из-за них, ибо Ромеро тут, конечно, подкачал...
Сергей Меренков
Maplewoods / Мэйплвудс (1999)
Подставленные, загнанные и оставленные... мертвецам.
В Главных Ролях:
Томас Райли (Thomas Reilly) ...Генерал Гиббс
(General Gibbs)
Элисса Мюлен (Elissa Mullen) ...Лейтенант Майер (Lt. Myer)
Кристофер Конноли (Christopher Connolly) ...Капелан Джонсон (Chaplain Johnson)
Джон Вайдемойер (John Weidemoyer) ...Майор О'Малли (Major O'Malley)
Режиссер:
Дэвид Стюарт (David B. Stewart)
Активные
ребята живут в Пенсильвании. Любят зомби-хоррор. У них есть цифровая камера. А
еще - много свободного времени, которое не жалко потратить на то, чтобы
"сделать собственную киношку". Про такую вот киношку, снятую за три копейки в
папином деревенском сарае и пойдет сейчас речь...
..."Сидит за решеткой в темнице
сырой"... нет, нет, вовсе не молодой, хотя и орел :) Генерал Гиббс там сидит,
за убийство другого генерала, Доттера (General Dotter). И пришел к нему
молодой вояка с предложением, расскажи, мол, генерал, мне сказочку про городок
Мэйплвудс, как там, мол, было-то все на самом деле. Да просто там все было,
просто, как три копейки, составляющие бюджет этого кина. Привез папаша
генерала в сорок пятом году из Германии документы про секретные нацистские
эксперименты, да и продолжил их уже на родине. Получилось идеальное
биологическое оружие - зомби. Да только что-то, как всегда, прошло не так, и в
1971-м году эксперимент прикрыли, законсервировав секретную подземную
лабораторию. А теперь вот пришло время
"собирать камни", и высокое начальство
в лице генерала Доттера послала нашего с вами рассказчика, Гиббса, на
выполнение сверхсекретной миссии по "зачистке" базы и уничтожению всего, что
связано с экспериментом. Приказ есть приказ - и вот уже десяток вооруженных
"до зубов" (лишь пистолетами и одним винчестером ;)) "крутых спецназовцев" в
бойскаутской форме (серые штанишки, белые рубашки ;)) бредут леском (под пение
петухов) к заброшенному деревенскому амбару, где якобы находится вход в
подземный бункер. Что было дальше предугадать несложно - предательство "в
рядах", перестрелка, нападение зомби, еще одна перестрелка, схождение с ума -
"и вот их стало трое", пока под конец совсем никого не осталось, кроме Гиббса.
Ах, ну да, по ходу выясняется, что Доттер всех подставил и генералу пришлось
подстрелить своего бывшего приятеля. За то и сел :)
Смотрится все это странновато. Снято на
видео, но aspect ratio сделали ОЧЕНЬ странным - 2:1. Эдакий "пере-widescreen"
(больше чем самый распространенный формат 1.85:1) и "недо-ultrawidescreen"
(меньше чем 2.35:1). Естественно - videonoise. Конечно же - хреновая цветовая
гамма и недостаток света. Безусловно - ручная камера, плюс кое-где снимали со
штатива. Одним словом, особенно не заморачивались, видимо, было не до этого,
ведь папа попросил к семи сарай освободить ;) Далее - "актеры". Друзья, члены
семьи и друзья членов семьи режиссера, а по совместительству и сценариста, а
еще по совместительству и монтажера Дэвида Стюарта. Лавров Роберта Родригеса
ему, правда, не снискать, ибо талантом не вышел, в отличие от последнего. Идея
фильма - банальщина. Точнее и идей-то там никаких нет, о чем вообще речь?
Диалоги - смехотворные, ситуации - абсурдные, звук - "живой", а "декораций"
всего четыре - лес, деревенский сарай, осушенная цистерна-водохранилище (судя
по всему, хотя, может быть, и что-то другое, связанное с сельским хозяйством,
пустое зернохранилище на
элеваторе, к примеру ;)) да заброшенная окраина
американского поселка, использующаяся местными жителями как свалка. Ах,
извините, еще я забыл пятиметровый коридор, призванный символизировать
внутренности подземной лаборатории, и маленькую комнатку с парой мониторов и
медицинской кроватью на колесиках. Вот и вся вам "сверхсекретная военная
лаборатория", а вы чего хотели, с таким-то бюджетом? (По моим скромным
прикидкам, уложиться ребятки должны были в неделю, и учитывая что кормить надо
было человек 20 трижды в день, ну, скажем, хэппи-милами из ближайшего
МакДональдса, то выходит что бюджет этого "фильма" должен уложиться примерно в
2100 долларов (средняя стоимость обеда в пять баксов, умноженная на
трехразовое питание, умноженное на двадцать человек и умноженное на семь
съемочных дней ;) Хотя, может быть, еще и сэкономили, если участники
"постановки" обедали обычными домашними сэндвичами, которые заботливо
приготовили им матери и жены ;))
Зомби в этом фильме "классические", то
есть двигаются медленно, но их немного, появляются они редко и особенным
гримом не блещют, видимо, в команде не было даже начинающего гримера, пришлось
кое-как обходиться собственными силами. А значит, нету и особенных
спецэффектов за исключением самых базовых - фонтанчиков крови и имитации
кишок, которые вроде как поедают зомби. Вообще, самая большая проблема этого
фильма, как и вообще большинства безбюджетных "домашних" видеопроектов - это
скука. Не имея возможности показать много кровавого экшена и интересных
локаций, авторы загоняют своих персонажей в маленькие помещения и заставляют
много говорить, причем зачастую откровенные глупости. Разговоры эти, вроде бы
как призваны "полнее раскрыть психологию персонажей и заставить
зрителя
сопереживать им", но на самом-то деле мы с вами всё понимаем - авторы
элементарно тянут время, чтобы втиснуть свой "видеошедевр" в полуторачасовой
"полный метр" и вроде как уже иметь моральное право требовать полновесные 20
долларов за кассетку/DVD-диск. А что тут такого? - экономика "независимого
кино" во всей красе, неважно, что из 87 минут "зомби-фильма" сами зомби
появляются от силы минутах в десяти, но ведь ПОЯВЛЯЮТСЯ же, а значит деньги
уплочены не зря :) Присовокупите к этому рекламную Интернет кампанию с
восторженными рецензиями, положительными отзывами в форумах (написанные
подозрительно одинаковым стилем) и собственным вебсайтом (который, правда, уже
не функционирует, хотя, возможно, что это "временные трудности") и вуаля -
счетчик продаж потихоньку пополз вверх. Каюсь, я тоже стал жертвой этой
рекламной кампании и купил себе "Maplewoods", но, как человек честный, считаю
своим долгом предупредить - если у вас нет лишней двадцатки баков, не
покупайте это фуфло, таких денег оно не стоит. Но если вдруг вы где-нибудь
увидите сей диск лежащим в уцененке "любая вещь за доллар" - то можете для
интереса взять, я думаю, что "попадать" на доллар никому не жалко... ;)
Сергей Меренков
Van Helsing / Ван Хельсинг (2004)
Имя, которого они все боятся.
Приключение живет вечно.
В Главных Ролях:
Хью Джекмен (Hugh Jackman) ...Ван Хельсинг (Van
Helsing)
Кейт Бэкинсэйл (Kate Beckinsale) ...Анна Валериус (Anna Valerious)
Ричард Роксбург (Richard Roxburgh) ...Граф Владислав Дракула (Count Vladislaus
Dracula)
Дэвид Винам (David Wenham) ...Карл (Carl)
Режиссер:
Стивен Соммерс (Stephen Sommers)
На
данный момент в Голливуде Стивен Соммерс, пожалуй, единственный человек,
который умудряется выбивать из студий бешеные деньги для постановки
мегабюджетного трэша :) И хотя начиналась его кинокарьера в начале девяностых
с адаптаций классических литературных произведений - "Приключения Гека Финна"
и "Книга Джунглей" (The Adventures of Huck Finn (1993) & The Jungle Book
(1994), в обоих фильмах он выступил как сценарист и режиссер), поворотным
этапом для Стива стал 1998-ой год, когда он "нагрел" студию Диснея (точнее, ее
дочернюю компанию Buena Vista) почти на сто миллионов долларов
трэш-блокбастером "Deep Rising", который шел в нашем прокате под названием
"Подъем с Глубины". При бюджете в сорок пять миллионов долларов и почти таких
же затратах на рекламу, фильм собрал в кинотеатрах Америки всего одиннадцать
миллионов, после чего Соммерсу дорога в студию Диснея была закрыта :) Но Стив
и глазом не моргнул, отправившись на Universal со сценарием адаптированного
римейка классического хоррора 1932-го года "Мумия" (The Mummy). Каким образом
ему удалось заставить студийных боссов раскошелиться на 80 миллионов (притом,
что буквально двумя месяцами раньше его "Deep Rising" с треском провалился),
достоверно неизвестно (хотя ходят упорные слухи, что за него «замолвил
словечко» один из "голливудских авторитетов" класса Джорджа Лукаса), но факт
остается фактом - студия дала ему
денег, отправила в марокканскую пустыню
снимать и... впоследствии нисколечко не пожалела, ибо только в первый уикенд
своего проката фильм собрал сорок три миллиона долларов, в конечном счете
опустошив карманы американцев на сто пятьдесят пять миллионов. Причем за
пределами "самой демократичной демократии" картина собрала почти в два раза
больше - целых двести шестьдесят миллионов! Поняв, что дело "выгорело", через
два года "Мумия Возвращается" с бюджетом в сто миллионов и собирает у себя на
родине двести, а за океаном все двести тридцать. Круто! На радостях от столь
внушительного успеха обоих "Мумий", Стивена Соммерса даже ввели в совет
директоров Universal, и тут он понял, что теперь ему доступно ВСЕ :) Что ж,
новые мегапроекты не заставили себя долго ждать, и на горизонте появился Ван
Хельсинг...
Точнее, появился он еще в 1994-м году,
когда сразу после успеха копполовского "Дракулы" (Bram Stoker's Dracula
(1992)) возникла идея прямого сиквела с Энтони Хопкинсом (Anthony Hopkins) в
главной роли "доброго доктора". Однако сразу дело не заладилось, и проект
отложили "до лучших времен", которые и наступили в начале двадцать первого
века, правда, от оригинальной идеи к этому времени ничего, кроме названия, и
не осталось. Чтобы впоследствии студия имела эксклюзивные права на "нового Ван Хельсинга", имя классического героя книжки про Дракулу было изменено с
Абрахама (Abraham Van Helsing) на Габриэля, и на свет появился сводный
братишка престарелого доктора, молодой и статный Габриэль Ван Хельсинг,
эффективно и в неимоверных количествах крушащий вампиров и прочую нечисть с
использованием последних достижений науки и техники :) Итак, кто же такой
"мистер Ван Хельсинг"?..
...На протяжении многих веков в мире
идет борьба добра со злом, и со стороны Господа боевыми действиями заведует
некое тайное братство святых отцов, в подпольных лабораториях которого денно и
нощно идет разработка самых передовых методов уничтожения различного рода
ведьм, демонов, вампиров и прочей нечисти. Естественно, всю грязную работу по
фактическому уничтожению
злобных тварей выполняют не монахи, а "святой
спецназовец" Ван Хельсинг, с помощью эффектных подручных средств и
игнорирования законов физики крушащий мерзкие рыла направо и налево :) Как раз
только что "замочив" мистера Хайда (а с ним и доктора Джекиля, разумеется ;))
в Париже девятнадцатого века, Ван Хельсинг прибывает в Ватикан на инструктаж,
где ему и сообщают, что надо срочно ехать в Трансильванию помогать последним
представителям королевского рода предводителей цыган Валериусов справится с
местным "беспредельщиком" Дракулой. Задание это срочное и крайне серьезное,
поэтому помимо самых последних технических разработок в деле борьбы со злом (в
виде складных серебряных колов, бутыли со святой водой, револьверов и
арбалета-самострела со сменным картриджем стрел) Ван Хельсинг берет с собой в
"командировку" и ученого-послушника Карла, авось пригодится. Ну все, теперь
берегись, Дракула, до зубов вооруженный Ван Хельсинг едет!
Будучи большим поклонником не только
классической литературы, но и черно-белой хоррор-классики от Universal
(которая, собственно говоря, и запустила в тридцатых годах прошлого века все
основные "серии" - про Дракулу, Франкенштейна, Мумию и Вольфмэна), Соммерс с
огроменной фигой в кармане открывает свой фильм черно-белым монтажом
кадр-в-кадр повторяющим один из финальных эпизодов "Франкенштейна" 1931-го
года, правда здесь в логове Франкенштейна вдруг появляется Дракула, и на то у
него есть свой резон :) Это он, граф Дракула, оборудовал лабораторию для
пытливого доктора в своем трансильванском замке, и теперь с нетерпением ждет
результатов экспериментов по оживлению мертвой плоти, ведь за четыреста лет да
с тремя невестами детишек настругать у него получилось изрядно, да незадача
вышла - у ходячих мертвецов и дети рождаются мертвенькими, а если у
Франкенштейна все получится, то и потомство графа зазеленеет, заколосится...
;) План гениальный, что и говорить, но Ван Хельсинг уже рядом, и осуществиться
первому не суждено, точнее, суждено, но лишь отчасти. Со скорострельным
арбалетом в одной руке и крутым бедром Кейт Бэкинсэйл в другой, бывшая
австралийская "Росомаха" (роль в фильме "Люди Икс", принесшая актеру всемирную
известность) Хью Джекмен стреляет, летает,
прыгает и скачет по экрану как
заведенный, не давая и минуты покоя исчадиям ада. А некоторые исчадия, надо
сказать, весьма и весьма симпатичные. Я имею ввиду трех невест Дракулы,
которые имеют замечательное свойство превращаться из сексапильных пышногрудых
девиц в эффектных летающих горгулий, правда, без ярко выраженных анатомических
подробностей ;) Ну это и понятно, фильму все-таки PG-13 рейтинг присвоили,
детишки смотрят, поэтому, хотя горгульи эти и летают "вроде обнаженными", но
сосков на силиконовых грудках у них нет, да и между ножек ничего не
проглядывает, а жаль. Видимо, чтобы хоть частично компенсировать для мужской
части аудитории сии недостатки, клыки у девушек ну о-о-о-чень длинные... ;)
Вообще, количество сваленного здесь в
кучу "легендарного барахла" подсчету поддается с трудом - тут есть всё и все,
кроме мумии, но это и понятно, ведь Стивен посвятил этому персонажу целых два
полнометражных фильма, пора и честь знать. А так, как в старые добрые времена
картин "Дракула против Франкенштейна" тут есть и Дракула (с невестами), и
Франкенштейн, и его ДОБРЫЙ (!) монстр, и оборотень (a.k.a. Wolfman), и мистер
Хайд (в начале), и сам старина Ван Хельсинг (в "обновленном", правда,
варианте), и горбатый обиженный жизнью помощник Франкенштейна Игорь (кстати, в
исполнении давнего друга Соммерса и участника многих его проектов, актера
Кевина О'Коннора (Kevin J. O'Connor), для которого эта роль специально и
писалась, и которого ни за что не узнать в сложном гриме), и подпольный
ватиканский религиозный орден (масоны?!), и даже многотысячная армия детей (!)
Дракулы... Для полного счастья только Джека Потрошителя с Шерлоком Холмсом и
инопланетянами тут не хватает :) Ну, а так как ничего святого для Стива нет,
то и прикалывается он над расхожими клише и штампами подобных фильмов вовсю,
причем как вербально (через речь своих персонажей), так и визуально -
различного рода комедийными гэгами и синефильскими отсылками к многочисленной
классике жанра. А уж "готических" штампов в этом кино просто не счесть, благо
материал для этого подходит как никогда - Трансильвания все же, мрачные замки,
снег, полная луна... Кстати, о луне. Авторов фильма нисколько не смутил тот
факт, что полнолуние бывает раз в тридцать дней, но в этом кино
полная луна,
по-моему, висит постоянно на протяжении как минимум недели :) Зато привнесено
кое-что новенькое в концепцию перерождения человека в оборотня и обратно - при
процессе трансформации тут оборотни просто сдирают с себя человеческую кожу,
как бы распирая ее изнутри. Эффект получился очень интересным и смотрится
свежо.
Кстати, об эффектах. Понятное дело, что
фильм этот, как сказали бы американцы, "the non-stop roller-coaster ride", до
отказа заполненный экшеном, компьютерными спецэффектами и минимальным
количеством "лирических отступлений", нужных, по сути, лишь для того, чтобы
зритель сумел перевести дух в длинной череде грандиозных экшен-эпизодов один
круче другого. Но тут-то нас и поджидают некоторые негативные моменты фильма.
Конечно, все прекрасно понимают, что по сути дела это кинокомикс про
супергероя, и что действует этот персонаж в выдуманном мире, где можно лепить
все что угодно, но господа, зачем же так откровенно и в таких количествах
игнорировать элементарные законы физики и здравого смысла? Даже в
фильмах-комиксах про Бэтмана, к примеру, не было столь громадного количества
откровенно ненатуралистичных и бредовых сцен, где герои (не монстры, надо
заметить, с ними то все понятно, а "вроде бы как люди"!) летают и падают с
головокружительной высоты, проламывают головами и прочими частями тела
кирпичные стены, где их мутузят почем зря трехметровые оборотни и прочие
мистеры Хайды, а им хоть бы хны - упал со стометровой высоты, отряхнулся, и
"снова в бой" - красота, да и только :) Помимо этого, напрягает просто
тотальное засилье откровенной компьютерной графики и полностью компьютерных
персонажей. Опять же, повторюсь, понятное дело, что это комикс, но господа,
СМОТРИТСЯ это местами уж очень топорно и откровенно утомительно, ибо этой
самой графики во многих эпизодах ТАКОЕ ГРОМАДНОЕ количество, что помимо нее,
по-моему, и вообще ничего нет, а я тут не на "Final Fantasy" пришел смотреть,
а все-таки в КИНО... Это основной, с моей точки зрения, недостаток, плюс
второстепенный - некоторая затянутость ленты и смазанная концовка. 132 минуты
для почти непрекращающегося компьютерного мочилова, это, по-моему, все же
перебор, ибо в начале "долго запрягают", а в конце "очень быстро приехали" -
есть некий дисбаланс, который несколько портит общее впечатление от фильма.
Однако, несмотря на вышеперечисленные
недостатки, лично у меня общее впечатление от картины сложилось сугубо
положительное, и если бы не эти раздражающие моменты, то фильм был бы просто
отличным. А что, ведь
нечасто снимают столь откровенно китчевый и
самопародийный трэш за 160 миллионов долларов, который к тому же доставит
массу удовольствия не только жующей попкорн публике, на которую рассчитаны
большинство экшен-сцен и тотальное засилие компьютерной графики, но и
знатокам-синефилам, для которых по всей ленте разбросано огромное количество
сюрпризов и хохм, как явных, так и скрытых. Праздник жизни, да и только - в
Трансильвании все хлещут абсент, бывшая вампирша из "Другого Мира" Кейт
Бэкинсэйл переродилась в непримиримого борца с вампиризмом, детишки Дракулы
налету взрываются, как наполненные водой презервативы, а сам граф имеет ярко
выраженный е...ский шнобель, плюс не прочь эксцентрично пофилософствовать ;)
Добавьте ко всему этому ультрапафосно-помпезное музыкальное сопровождение
Алана Сильвестри (Alan Silvestri), и можно смело преклонять перед Стивом
Соммерсом колено - это истинный король! На том и порешили... ;)
Сергей Меренков
Памятные цитаты:
Монстр Франкенштейна: Отпустите меня!
Карл: И куда ты пойдешь? Не знаю, когда ты в последний раз смотрелся в
зеркало, но ты, как бы, выделяешься из толпы!
Анна: Он первый, кто убил вампира за последние сто лет. Я бы сказала, он
заслужил угощение.
Анна (обращаясь к одной из невест Дракулы): Когда хочешь кого-то убить –
убивай, а не болтай попусту!
Карл: Ты должен умереть!
Монстр Франкенштейна: Но я хочу жить!
Карл: ...Ладно.
Ван Хельсинг: Ты едешь со мной.
Карл: Черт возьми, ни за что!
Ван Хельсинг: Карл, ты сквернословишь. Монахам это запрещается.
Карл: Вообще-то я послушник. Я могу делать все, что мне, черт побери,
вздумается.
Ван Хельсинг: Ты гений!
Карл: Гений с доступом к нестабильным химическим веществам!
Игорь: Пожалуйста, не убивайте меня!
Ван Хельсинг: Почему?
Игорь: Ну, э...
Ван Хельсинг: [бросая взгляд на пулемет] Почему у меня нет такой штуки?
Ван Хельсинг: Отец, я...
Кардинал Жинетт: ...согрешил! Знаю! У тебя это прекрасно получается.
Кардинал Жинетт: Разбил окно-розу Собора Парижской Богоматери!
Ван Хельсинг: Вообще-то ее разбил мистер Хайд...
Кардинал Жинетт: Тринадцатый век. Ей было шестьсот лет! Отправить бы тебя за
это на неделю в ад.
Ван Хельсинг: Ну и отправьте, хоть отдохну.
Кардинал Жинетт: Не пойми меня неправильно. Ты достигаешь великолепных
результатов, но зачем привлекать к себе столько внимания? Ты должен был
прокрасться незаметно, и что мы имеем? «Разыскивается»! Листовками с твоим
портретом и именем оклеен весь город.
Ван Хельсинг: Думаете, мне это нравится? Почему вы и весь орден не сделаете
что-нибудь?
Кардинал Жинетт: Потому что мы не существуем.
Ван Хельсинг: Тогда и я тоже.
Кардинал Жинетт: Когда мы нашли тебя, полумертвого, на паперти этой самой
церкви, мы сразу поняли, что ты послан для того, чтобы вершить богоугодные
деяния.
Ван Хельсинг: Почему бы богу не вершить их самому?
Карл: [Спасает женщину от горгулий] Они все умерли.
Трактирщица: О, спасибо! Вы спасли мне жизнь!
[Целует его в щеку.]
Трактирщица: Как я могу отблагодарить вас?
[Карл шепчет ей что-то на ухо.]
Трактирщица: Но вы монах! Разве вам позволяется?
Карл: Вообще-то я послушник...
Велкан: Я лучше умру, чем помогу тебе!
Граф Дракула: О, не начинай. Все, кто так говорят, умирают.
Ван Хельсинг: Приблизительно семнадцать в плечах, вес около 360 фунтов, 8-9
футов ростом. Правое колено не сгибается, три медных зуба.
Анна: Как ты узнал про медные зубы?
Ван Хельсинг: Потому что он стоит у тебя за спиной!
The Serpent And The Rainbow / Змея И Радуга (1988)
Не хороните меня... Я не мертв!
В Главных Ролях:
Билл Пулман (Bill Pullman) ...Деннис Алан (Dennis
Alan)
Кэти Тайсон (Cathy Tyson) ...Мариэль Дукамп (Marielle Duchamp)
Зэйкс Мокае (Zakes Mokae) ...Даргент Питро (Dargent Peytraud)
Пол Винфилд (Paul Winfield) ...Люсьен Селин (Lucien Celine)
Брент Дженнингс (Brent Jennings) ...Луис Моцарт (Louis Mozart)
Режиссер:
Вес Крейвен (Wes Craven)
Молодой
антрополог и ботаник Деннис Алан был известен своими исследованиями Амазонии и
других труднодоступных местностей, где он собирал коллекцию редких растений.
Его работой заинтересовалась крупная фармацевтическая компания и предложила
ученому поехать на Гаити и раздобыть там порошок для создания зомби. Удивлению Денниса не было предела, однако на переговорах ему продемонстрировали сначала
свидетельство о смерти некоего Кристофа, датированное 1979-м годом, а потом и
недавнюю (дело происходит в 1985-м году) фотографию того же Кристофа (вовсе не
мертвого), сделанную в одной из гаитянских клиник. Предполагая, что, изучив
порошок для зомбификации, можно создать идеальный анестетик, фармацевтические
боссы не поскупились на расходы, поэтому вскоре Алан уже летел на Гаити,
находившейся под гнетом диктатора Дювалье на грани революции. Оказавшись на
месте, вполне понятный скепсис по поводу существования зомби у Денниса очень
быстро улетучился, и с помощью миловидного врача по имени Мариэль Алан смог
проникнуть в "закрытые круги" гаитянского общества, практиковавшие магию Вуду.
Однако его путь к тайнам создания зомби и обретения "волшебного" порошка вовсе
не был усыпан лепестками роз, и вскоре его исследованиям стал
противодействовать шеф местной тайной полиции Даргент Питро, являвшийся по
совместительству еще и могучим "черным" колдуном...
"Змея И Радуга" поставлен Весом
Крейвеном по одноименной книге-бестселлеру известного канадского ученого
антрополога Уэйда Дэвиса (Wade Davis), которая в свое время наделала немало
шума. В своей книге Дэвис описал собственное путешествие на Гаити за
таинственным порошком вуду, с помощью которого жрецы могли создавать зомби -
оживлять мертвецов. Ученый, однако, очень быстро отделил мифы от реальности и
понял, что таинственный порошок вовсе не оживляет мертвецов, а вгоняет
человека в особое состояние, при котором его тело в течение некоторого времени
не подает никаких признаков жизни. "Пациента", естественно, объявляют мертвым
и хоронят, по сути дела, заживо, после чего в дело вступают жрецы Вуду и
успешно "воскрешают" человека, подчиняя его разум своему контролю. Так и
создаются "зомби". Книга ученого вызвала в свое время большой шквал критики и
скепсиса, подкрепленного тем фактом, что изучение таинственного "порошка зомбификации", привезенного ученым, не дало абсолютно никаких практических
результатов. Порошок, может, и "не сработал", зато очень быстро права на
экранизацию книги были куплены у Дэвиса концерном Universal, который поставил
производство на быстрые рельсы, и уже зимой 1988-го года картина вышла в
североамериканский прокат..., где особого успеха не имела, собрав довольно
скромные 19 милионов.
Основной причиной посредственных
кассовых сборов, с моей точки зрения, стала неправильная маркетинговая
кампания, когда серьезный фильм-исследование рекламировался как очередной
бездумный хоррор про зомби. Поэтому та часть аудитории, которая ожидала
увидеть "новый крутой хоррор от создателя "Кошмаров На Улице Вязов"", мягко
говоря, "немного пролетела", а зрители, потенциально
заинтересованные в этом
кино, на него попросту не пошли, решив из рекламного ролика, что фильм этот не
для них. И хотя продюсеры картины в конечном итоге "попали" не сильно (фильм
стоил около 11-ти миллионов), для большей части потенциально заинтересованной
аудитории эта лента прошла незамеченной, из-за довольно "кислой" рекламы не
получив впоследствии широкой известности и на видео.
А на самом-то деле это одна из самых
сильных картин Крейвена, в которой серьезное исследование феномена Вуду
перемежается суперстильными сновидениями и галлюциногенными эпизодами. Из-за
своей документальной первоосновы, фильм полностью снимался на натуре в Гаити
(и частично в Доминиканской Республике), благодаря чему в нем очень силен
налет "аутентичности", и многим из показываемых событий зритель невольно
начинает верить. В плюсы можно записать и политическую составляющую фильма, на
всем протяжении которого в явной и неявной форме показан постепенный процесс
обрушения выдыхающегося диктаторского режима, который, естественно,
заканчивается народной революцией. Очень впечатляюще сняты и сцены превращения
главного героя в "зомби", когда его хоронят заживо в гробу, и через некоторое
время начинается истерическая паника в кромешной тьме подземной усыпальницы...
Молодой Билл Пуллман очень хорош в роли
Денниса Алана, эдакого "недо-Индианы". Хороша и его темнокожая партнерша,
английская актриса Кэти Тайсон, в роли доктора местной клиники и невольного
гида. Да и вообще, все основные (и большинство второстепенных) роли в этой
картине исполняются на высоком творческом уровне, но особую заслугу надо все
же признать за режиссером. Крейвен на этой картине показал себя не столько как
признанный мастер "несерьезного кино", к коему большинство зрителей относит
жанр horror, но скорее как отличный и творчески очень гибкий режиссер,
которому по плечу проект любого жанра, будь то хоррор, психологическая драма
или серьезный фильм-исследование с обширным политическим подтекстом. Будучи
удачно сбалансированной, лента органично вплетает в себя и человеческие
отношения, и специфику местного жизненного уклада, и неспокойную политическую
обстановку на Гаити и кошмарные сновидения нашего героя, в которых его упорно
преследуют одни и те же темы и мотивы. Единственное, что можно поставить в
упрек ленте, так это ее вычурно голливудскую "концовку", которая на фоне общей
серьезности фильма смотрится аляповато-комиксовой. Но такова уж, видно, была
воля студии...
Старушка-дьяволопоклонница Диаманда
Галлас своим истеричным голосом озвучивала голоса мертвых (Voices Of The Dead
by Diamanda Gallas - так написано в конце титров), а общая мысль относительно
этого кино, которую сейчас озвучу я, сводится к следующему: "Змея И Радуга"
является одной из лучших картин в обширной фильмографии Веса Крейвена и может
быть рекомендована самому широкому кругу любителей кино. Этот фильм предлагает
один из наиболее реалистичных взглядов на некоторые аспекты религии вуду и в
частности на практику создания "зомби", что выделяет его из общего ряда
поделок, эксплуатирующих давно навязшие в зубах клише (voodoo dolls, к
примеру) относительно этой религии. Прекрасная кинематография, режиссура и
игра актеров в "Змее И Радуге" станет хорошим стимулом для всех, кто еще не
посмотрел этот фильм. Поверьте, он того стоит...
Сергей Меренков
Памятные цитаты:
[Деннис Алан привязан к стулу в ожидании
пыток.]
Деннис Алан: Не имеете права! Я американский гражданин!
Даргент Питро: Я что-то не вижу тут консула, а ты?
Даргент Питро: Ах, доктор Алан! Почему вы приехали на Гаити, доктор Алан?
Деннис Алан: В паспорте же написано - турист я! Приехал полюбоваться природой.
Даргент Питро: О да, милая природа, счастливые островитяне! А зачем же вы
тогда поперлись в лечебницу для душевнобольных?
Деннис Алан: Я антрополог, про туриста - это чтобы избежать налогов. Надеюсь,
вы не из налоговой.
Деннис Алан: Не хороните меня... Я не мертв!
Даргент Питро: Кстати, доктор Алан, что снилось вам сегодня вечером? Женщина в
ваших объятиях? Океан у порога? Не-е-е-т! Вам снился я и ваша могила. Я знаю,
потому что я был там! И буду там каждый раз, когда вы закрываете глаза! Боль,
которую я причинил вам в комнате наверху - ничто по сравнению с болью, которую
я могу причинить вашему сознанию. Помните об этом, доктор Алан.
Даргент Питро: Когда очнетесь - кричите, доктор Алан. Кричите, пока не
охрипните. Из могилы нет выхода.
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..