The Brides Of Dracula (1960)
В покоях частной школы для девушек он увидел свою жертву - превратив невинную красавицу в существо невыразимого ужаса!
В Главных Ролях:
Питер Кушинг (Peter Cushing) ...Профессор
Ван Хельсинг (Dr. J. Van Helsing)
Мартита Хант (Martita Hunt) ...Баронесса Мейнстер (Baroness Meinster)
Ивонна Монлаур (Ivonne Monlaur) ...Марианна Дэниэл (Marianne Danielle)
Фреда Джексон (Freda Jackson) ...Грета (Greta)
Дэвид Пил (David Peel) ...Барон Мейнстер (Baron Meinster)
Режиссер:
Теренс Фишер (Terence Fisher)
"Убедитесь,
что во время показа "Невест Дракулы" медицинские сестры или санитары госпиталя
Святого Иоанна будут иметь доступ в зрительный зал вашего кинотеатра.
Обустройте пункт оказания первой помощи возле входа в театр, с достаточным
запасом аспирина и нюхательной соли" (Устная рекомендация Британского
Пресс-офиса для владельцев кинотеатров).
7 июля 1960 года, лондонский кинотеатр
"Одеон". Со станции метро Мабл Арч сплошным потоком валит народ. Сегодня –
очередная премьера от студии "Хаммер Филмз", фильм Теренса Фишера "Невесты
Дракулы". В главной роли – Питер Кушинг.
Действие одного из самых стильных "хаммеровских"
фильмов на этот раз происходит в Трансильвании. По дремучему лесу на огромной
скорости несется почтовая карета. Возница нещадно нахлестывает лошадей,
пытаясь поскорее миновать эти места. В карете только один пассажир. Точнее,
пассажирка. Молодая учительница Марианна Дэниэл (ее играет французская актриса Ивонна Монлаур) едет в престижный пансионат для благородных девиц, где ей
предложили работу. Ближе к вечеру карета делает остановку на постоялом дворе.
Измученную путешественницу сначала радушно принимают хозяева, но как только
узнают, куда Марианна держит путь, все стараются как можно скорее отделаться
от гостьи: почтовая карета уезжает без нее, а трактирщик готов отказать
девушке в ночлеге. И тут появляется та, которую, судя по всему, все так
боятся: баронесса Мейнстер. Она предлагает Марианне переночевать у нее в
фамильном замке.
Древний замок Мейнстер предстает перед
нею во всем своем готическом великолепии: неприступные зубчатые стены, высокие
стрельчатые окна, резные каменные балконы, густо оплетенные плющом, роскошная
кровать под балдахином. И еще одна деталь поразила Марианну: во огромном замке
только три обитателя. Кроме баронессы и ее полусумасшедшей служанки Греты –
это сын баронессы, барон Мейнстер, которого местное население считает давно
умершим, а собственная мать держит в изолированном крыле замка на цепи.
Марианна поражена такой жестокостью, однако баронесса объясняет, что ее сын
душевнобольной и опасный для общества человек (как выяснилось в дальнейшем,
насчет второго она было стопроцентно права!). Сама она боится заходить в покои
к сыну, за ним ухаживает Грета. Однако все это не убедило Марианну. Ночью она
слышит чьи-то шаги в коридоре, выходит на балкон и видит барона, который встал
на балконные перила и готов ринуться вниз. По крайней мере, так показалось
Марианне. Испугавшись за его жизнь, девушка
открывает запретную дверь в покои
опального барона. Как выяснилось в дальнейшем, барон Мейнстер вовсе не был
безумцем. С его слов, баронесса просто хочет лишить собственного сына
наследства. К тому же он красив и молод... Словом, Марианна влюбляется в
барона и помогает ему освободиться.
Итак, зло на свободе. Молодой барон
оказался вампиром. Первой жертвой Мейнстера становится мать. Вид ее
обескровленного тела, а также туманные намеки, громкие причитания вперемешку с
приступами безумного смеха служанки Греты настолько испугали Марианну, что она
бросилась бежать из замка.
Бесчувственное тело девушки обнаружил в
лесу профессор Ван Хельсинг, прибывший в эту местность по приглашению местного
священника. Он доставил Марианну на постоялый двор, а затем помог ей добраться
до пансионата. Между тем, прошлой ночью в деревне умерла дочь крестьянина. При
осмотре тела ван Хельсинг обнаруживает характерные следы укуса на шее. Однако
пока он отвозил Марианну в пансионат, местные жители успели похоронить
погибшую девушку. Введя в курс дела священника, ван Хельсинг устраивает засаду
на кладбище. Правда, остановить пробуждение вампириссы им не удалось. Помешала
безумная Грета, которой хозяин приказал помочь новой вампирше восстать из
мертвых.
В поисках вампиров ван Хельсинг
попадает в замок Мейнстер, но находит там только баронессу. Несмотря на то,
что она тоже стала вампиром, женщина еще не утратила человеческих качеств: ее
мучает необходимость питаться кровью, и баронесса добровольно позволяет ван
Хельсингу вбить ей осиновый кол в сердце.
Между тем барон Мейнстер даром время не
терял. Он отыскивает Марианну, которая до сих пор не подозревает о его
истинной сущности, и делает ей предложение. Марианна счастлива, и лишь ван
Хельсинг понимает, какая опасность нависла над девушкой.
Питер Кушинг за свою долгую актерскую
карьеру сыграл ван Хельсинга раз шесть. Эта роль стала его клише: в нескольких
десятках фильмов он воплощал на экране ученых, докторов и профессоров, которые
боролись со злом. Два других самых известных его образа – барон Виктор
Франкенштейн и Шерлок Холмс. Именно за эти роли полюбил его зритель.
Противостояние граф Дракула (Кристофер Ли) – профессор ван Хельсинг (Питер
Кушинг), которое началось в 1958-м году фильмом "Дракула" (Dracula) все того
же Теренса Фишера, лишь слегка видоизменено в "Невестах Дракулы". На самом
деле Дракула в могиле, однако борьба со злом бесконечна. И в фильме Ван
Хельсинг блестяще расправляется с наместниками и последователями короля всех
кровососов.
Несмотря на то, что события вроде бы
разворачиваются в румынской глубинке, фильм насквозь пронизан духом
викторианской Англии. И сам Питер Кушинг – джентльмен до мозга костей, и
Мартита Хант в роли баронессы Мейнстер, и хозяин пансионата для девушек, и
забавный толстяк деревенский доктор, не верящий в вампиров, – все это типичные
английские персонажи, как будто сошедшие со страниц романов Диккенса. Я уже не
говорю о великолепной готической атмосфере фильма и не менее великолепной
актерской игре. Особенно впечатляет финальное сражение ван Хельсинга с бароном
Мейнстером на старой мельнице. Сцена гибели вампира в тени готического креста,
которую отбрасывают лопасти объятой пламенем мельницы – это, пожалуй, самое
сильное место в фильме.
Впрочем, постараемся быть объективными.
Есть, конечно, и в этом фильме, к чему придраться. Во-первых, обращает на себя
отсутствие логики в поступках Марианны. Освободив борона из заточения, она
становится свидетелем того, как Мейнстер, загипнотизировав свою мать взглядом,
приказывает ей следовать за ним. Потом она
обнаруживает труп баронессы. На
причину ее смерти ну очень прозрачно намекает служанка Грета... Идиоту
понятно, кто виновен в гибели старухи. Тем более, что в замке больше никого
нет. Однако, когда барон делает Марианне предложение, она с легкостью
соглашается. И даже смерть лучшей подруги ее не настораживает. И даже когда
подруга восстает из мертвых и призывает Марианну присоединиться к клану
бессмертных, где "они вместе будут любить хозяина", Марианна и тогда не
понимает, о чем идет речь. Все ж таки учительница могла бы быть
посообразительнее! Есть и более мелкие несуразности. Когда деревенская девушка
– жертва вампира – восстает из гроба, крупным планом показывают ее белое лицо
и... абсолютно нормальную "живую" кожу шеи и груди, которые почему-то не
загримировали.
На старой мельнице барон кусает ван
Хельсинга в шею. За процессом "кровососания" со злобной усмешкой наблюдают две
вампириссы. Потом барон исчезает. Ван Хельсинг приходит в себя и обнаружив
следы укуса, в течение получаса, шатаясь от слабости, раскаляет на жаровне
металлический штырь, после чего прижигает укушенную шею. Совершенно
беспомощный, он вновь теряет сознание. Все это время вампириссы продолжают за
ним пассивно наблюдать, хотя по логике вещей давно должны были бы закончить
дело своего хозяина. Да и сам хозяин не особенно умен: сражаясь с ван
Хельсингом, барон Мейнстер опрокидывает жаровню с раскаленными углями (а ведь
вампиры боятся огня!). Большой беды ван Хельсингу и Марианне это не причинило,
а вот убежище Мейнстера – старая мельница – сгорела дотла. Ну, а вместе с
мельницей сгорели и вампириссы.
Не знаю, много ли в тот вечер 7 июля
1960 года в кинотеатре "Одеон" было израсходовано нюхательной соли и аспирина,
но даже сейчас, сорок с лишним лет спустя, "Невесты Дракулы" поражают и
восхищают. В первую очередь замечательной готической атмосферой фильма. Так
что на прочие мелкие недочеты можно не обращать внимания.
Сергей Шерстнев
Так же, Вы можете ознакомиться с рецензиями на другие фильмы этого режиссера:
Devil Rides Out, The (a.k.a. The Devil's Bride) (1968) - Явление Дьявола-
Photos Copyright Of Their Respective Owners
(c) 1999 Russian
Gothic Project
Design by Chthon (c) 1999
..